Поиск:

Остранение


Остранение, остраннение это понятие, введенное в теорию литературы русским прозаиком и литературоведом 20 века, представителем русской формальной школы В.Б.Шкловским (1893—1984), означает художественный прием описания любого явления как впервые увиденного. Термин появился в книге Шкловского «Воскрешение слова» (1914), определен в его статье «Искусство как прием» (1917) и имел целью обосновать потребность в нарушении «традиции», желание противостоять косности восприятия и стимулировать свежесть последнего с помощью неожиданного, неотягощенного культурным контекстом взгляда на реалии бытия и искусства (дать «видение», а не «узнавание» — см. книгу Шкловского «О теории прозы». 1925). Остранение толковалось «формальной школой» как универсальный закон искусства, обнаруживающийся на всех уровнях художественной структуры: «переживаемость звуков» (Л.П.Якубинский), «ощутимость» языка футуристов (Р.О.Якобсон, Г.О.Винокур), осложненность поэтической семантики (Ю.Н.Тынянов), «заторможенность» сюжетообразующих компонентов (Шкловский).

Образцы странности художественного описания, которые уместно сопоставить с нарочитым «оглуплением» повествования, ведущегося от лица названного или «скрытого» в авторе-рассказчике «простака», Шкловский особенно охотно находит в русском фольклоре. Толкуемое как пародийное нарушение «канона» и постоянная борьба «младшей» линии литературы со «старшей», остранение у Шкловского претендует быть вечным принципом художественного освоения действительности, фиксирующим неизбежный процесс «обновления сигнала», нарушающего стереотип восприятия (Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы). В 20 веке остранение, на предшествующих этапах выполнявшее роль «частного» художественного приема, приобретает качество универсальности, пародийно-скептического «снижения» общепризнанных эстетических авторитетов, остраняя и сюжеты, и образы, и мотивы с помощью иронического цитирования, коллажа, стилизации. Ощутимый уже в литературе магического реализма, сюрреализма (Герман Казак, Франц Кафка), в прозе «потока сознания» (М.Пруст), литературе подтекста (Э.Хемингуэй, Дж.Дос Пассос, У.Фолкнер), в мифологизированной литературе второй половины 20 века (Г.Гарсиа Маркес), принцип остранения становится господствующим в литературе андеграунда.

Слово остранение произошло от слова «странно».

Похожие слова: