Поиск:

Парнас


«Парнас» это французская литературная группа второй половины 19 века. Те, кто стали впоследствии называться «парнасцами» (от названия горы в Дельфах, где пребывали музы и Аполлон), поначалу встречались в небольших кафе на «левом берегу» и салонах Мадам де Рикар и Нины де Каллиас. Молодые поэты публиковали свои произведения в эфемерных журналах «Ревю фантэзист» (учрежденном Катюлем Мендесом в 1861 — 9 месяцев), «Ревю дю прогре» (выпускавшемся Л.Х.де Рикаром в 1863-64), в еженедельнике «Арт» (1865-66). В 1866 вышел сборник «Новые стихотворения», где опубликовали свои стихи около 40 поэтов, в том числе Леконт де Лиль, Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Теофиль Готье, Жозе Мари Эредиа, Теодор де Банвиль, а также молодые авторы Поль Верлен и Франсуа Коппе. Сборник имел успех, о стихотворениях «Грустный мадригал» Бодлера, «Окна» Малларме, «Моя мечта» Верлена много говорила пресса. Издатель Альфонс Лемер решился опубликовать отдельные сборники стихотворений Верлена и Коппе.

Идеальный образ поэта-парнасца определил еженедельник «Арт», представивший его как «серьезного мыслителя, способного на громкие замыслы, выражающего свои концептуальные идеи с помощью смелых и неспешно оформляющихся образов». Поэт-парнасец связан с романтиками, но противостоит им «своим спонтанным вдохновением, своей болтливой музой, своими легкими и не всегда точно рифмованными стихами». Образцовым поэтом этого направления стал Леконт де Лиль (1818-94), автор «Варварских стихотворений» (1862) и «Трагических стихотворений» (1884). Проповедуя невозмутимость и бесстрастность стихотворца, он стремился добиться наивысшего выражения собственного «я». В отличие от романтиков, не перестающих нагнетать страсти и отчаянье, Леконт де Лиль пытался точно и холодно воссоздавать древнюю историю, «слышать голоса прежних цивилизаций». В сонете «Вожаки» он с пафосом отказывался передавать на суд «плотоядной толпы» свою боль и увлечения. Идеи о литературе де Лиль изложил в двух предисловиях к «Античным стихотворениям» (1852). Современная романтическая литература ему не нравится. Искусство не может иметь практической цели, оно не может заниматься морализированием. Его предметом является Прекрасное. Но Прекрасное не служит Правде. Прекрасное и Правда лишь имеют общую вершину, где сходятся их пути, проходящие в «мутных вихрях иллюзий и кажимостей». Если у поэта есть задача, то она заключается в создании Прекрасного с помощью сложных гармонических комбинаций поэтических строк, цветов и звуков, с помощью чувств, размышлений, науки и фантазии. Все, что произведено только с помощью ума, не может быть предметом искусства. Красота искусства и определит в конце концов его мораль.

Размышления о новой поэзии Теодора де Банвиля (1823-91) содержатся в его «Небольшом трактате о французской поэзии» (1872), где он пытается дать несколько уроков поэтического ремесла. Автор феерических комедий и новелл на темы истории, для современников де Банвиль был «акробатом стиха». Клоун — его излюбленная аллегорическая фигура. Порою стихи поэта отмечены юмором, но основная мысль его трактата и его поэзии заключается в том, что искусство и мастерство изображения суть одно и то же. В 1869 ежемесячно стал выходить сборник «Современный Парнас», просуществовавший, однако, недолго. Третий «Современный Парнас» вышел в 1876. Французская критика считает, что парнасцы существовали как относительно монолитная группа вплоть до появления сборника «Трофеи» (1893) кубинца Эредиа, где вновь, уже с опозданием, звучит тема античности и Востока, а также групп «Гнусные дяди» и зютистов (от французского «Zut!» — «К черту!»), которых представляли Шарль Кро и Тристан Корбьер. Обе группы претендовали на то, чтобы возмущать и раздражать читателей, одновременно создавая новые поэтические формы. К зютистам примкнул на некоторое время будущий поэт-символист А.Рембо. К концу 1880-х эстетика «Парнас» существенно устарела, уступив место новым течениям и веяниям. Т.Готье в сборнике «Эмали и камеи» (1852) выступил как представитель группы «Парнас». Его стихотворения тяготеют к тому, чтобы «быть изображениями других изображений». Генетически они восходят к эллинистическому жанру экфразы — словесного описания рукотворного предмета, будь то храм, дворец, чаша, статуя или картина.

Слово «Парнас» произошло от французского Parnasse.

Похожие слова: