Поиск:

Перекрёсток

«Перекрёсток» это литературная группа, объединявшая поэтов, живших в Париже (П.Бобринский, Д.Кнут, Ю.Мандельштам, Г.Раевский, В.Смоленский, Ю.Терапиано) и в Белграде (И.Голенищев-Кутузов, A.Дураков, Е.Таубер, К.Халафов). Таубер позднее переехала во Францию. Группа ориентировалась на творческие позиции В.Ходасевича, на неоклассицизм, внимание к поэтической форме. Ходасевич и Н.Берберова, не принадлежа к «Перекрёстку», активно участвовали в деятельности группы; «перекресточники бывали у Ходасевича, который входил в их поэтические, а порой и личные дела, и участвовал не только в литературных беседах «Перекрестка», но и в некоторых эскападах» (Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк, 1953). Название для группы предложил Д.Кнут.

Одной из главных форм деятельности «Перекрёстка» с 1928 были литературные вечера с докладами и чтением стихов (часто с последующим их обсуждением). На вечерах, помимо участников группы, доклады делали крупнейшие писатели и критики русского зарубежья: С.Маковский, В.Вейдле, Ходасевич, З.Гиппиус, М.Цветаева, В.Сирин (Набоков). Часто доклады, звучавшие на вечерах, были посвящены общим проблемам литературы. В вечерах участвовали с чтением своих произведений не только члены группы, но и литераторы, далекие от творческих позиций «Перекрёстока» (Б.Поплавский, Ю.Фельзен); выступали также Г.Адамович, Гиппиус, B.Злобин, Г.Иванов, А.Ладинский, Ю.Софиев, Л.Червинская. Будучи одной из наиболее активных литературных групп русского зарубежья, «Перекрёсток» отстаивал свои эстетические позиции и в полемике с другими литературными объединениями, и публикацией поэтических сборников «Перекресток» (вышли в свет в 1930 два сборника).

Отношение к «Перекрёстоку» было важным моментом полемики между Ходасевичем, видевшим в творчестве участников этой группы устремленность к продолжению классической традиции русского стиха (Возрождение. 1930. 10 июля), и Адамовичем, упрекавшим «перекресточников» в ограничении своих творческих поисков областью поэтической формы (Числа. 1930. No 2/3). Немалую известность среди литераторов русского Парижа 1930-х получила рукописная «Перекресточная тетрадь». Идея такой тетради, «в которую бы вписывалось все, достойное внимания», принадлежала, по-видимому, Раевскому, а вели ее чаще других Терапиано и Мандельштам (Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк, 1953). В тетрадь вписывались всевозможные курьезы из литературной жизни русского Парижа, эпиграммы, пародии. В воспоминаниях современников сохранились записанные в «Перекресточную тетрадь» шутливое стихотворение Гиппиус «Стихотворный вечер в «Зеленой лампе» (1927) и сочиненная участниками группы пародия на Ходасевича «Арион русской эмиграции». Записи в «Перекресточной тетради» порою становились предметом публикаций. Так, собранная в тетради коллекция «гениально-плохих» (Терапиано) стихотворений — «Собрание стихов ниже нуля» — послужила основой для статьи Ходасевича «Ниже нуля» (Возрождение. 1936). Последний вечер «Перекрёстка» (торжественное заседание с докладом В.Сирина о А.С.Пушкине) состоялся 11 февраля 1937. По свидетельству участника группы, «Перекрёсток» распался по «человеческим», а не по идеологическим причинам» (Терапиано).


Похожие слова:

  • Протагонист Протагонист это в древнегреческой трагедии […]
  • Островитяне «Островитяне» это литературное содружество […]
  • Псалом Псалом это древнейший жанр религиозной лирики, […]
  • Соти Соти это жанр средневековой светской драматургии […]
  • Плач Плач это один из жанров древнерусского […]
  • Группа «Группа» это неформальное литературное […]
  • Эмблема Эмблема это жанр в литературе и искусстве 16-18 […]
  • Пример Пример, экземплум это религиозно-дидактический […]
  • Фоника Фоника это звуковая организация художественной […]
  • Анадиплосис Анадиплосис это стык, подхват, повтор последнего […]
  • Парцелляция Парцелляция это фигура мелодики речи, при […]
  • Терцет Терцет это строфа из трех стихов. Может иметь […]