Поиск:

Перевал

«Перевал» это Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей, образованное в 1923 при журнале «Красная новь» литераторами, недовольными догматической политикой «напостовских» групп. В докладной записке в отдел печати ЦК РКП(б), подписанной от имени правления «Перевалом» Артемом Веселым, А.Костериным, Н.Зарудиным, Б.Наседкиным, Д.Петровским, говорилось: «Группа «Перевал» является объединением рабочих и крестьянских писателей, ставящих себе целью художественное оформление действительности и целиком связывающих свою судьбу и задачи с задачами и судьбами революции» (Прожектор. 1925. No 4). Название группы шло от статьи А.Воронского «На перевале» (Красная новь. 1923. No 6), в которой намечались пути становления литературы коммунистического общества. Хотя Воронский не был членом «Перевала», его труды, в частности статья «Искусство как познание жизни и современность» (1923) и книга «Искусство видеть мир» (1928), стали основой эстетической платформы «содружества писателей революции». Своей единственной традицией «Перевал» считал реалистическое изображение жизни, почерпнутое из наследия русской и мировой классической литературы.

Высказываясь в пользу «оформления человеческой личности в ее неисчерпаемом многообразии... за раскрытие внутреннего мира художественными методами, составляющими сложный творческий процесс», перевальцы противостояли схематизации человека, «упрощенству», мелкому бытовизму. Настоящим литературным произведением они признавали лишь такое, в котором «элементы мысли и чувства получают новое эстетическое оформление». Выступая за сосуществование различных группировок и «тесную смычку» писателей разного социального происхождения, «Перевал» выражал признание художественных достижений писателей-попутчиков. Такая позиция привлекла к малочисленной группе писателей разных поколений, и под декларацией «Перевала» (Печать и революция. 1927. No 2) появились имена 59 писателей и критиков (М.Пришвин, А.Платонов, Д.Кедрин, И.Катаев, А.Караваева, С.Малашкин, В.Кудашев, Э.Багрицкий, М.Светлов, Д.Горбов, А.Лежнев, Н.Огнёв и др.). Перевальцы отдавали преимущество не политическому единомыслию, а общности художественных принципов, среди которых были интуитивизм, искренность, «поток внерассудочных восприятий». Горбов писал, что «без культуры чувств и подсознательных, подкожных восприятий действительности наши усилия построить новое общество не могут не оказаться бесплодными» (Горбов Д. Поиски Галатеи). Предметы и факты реальной действительности, преображенные художником в мир «сокровенной богини Галатеи», получали, по мысли критика, «иное, нереальное значение: они предстают там знаками некоей идеальной эстетической системы, созданной замыслом художника» (Там же).

Такими произведениями были повесть Катаева «Молоко» (1930), рассказы Зарудина, руководившего «Перевалом» в 1924-32, его роман в восьми повестях «Тридцать ночей на винограднике» (1933). Одной из сквозных тем было «строительство нового человека», идеал которого «с оглядкой на эпоху Ренессанса» (Катаев) воплощался в форме «живого созерцания» (Воронский). Критик Лежнев выделял книгу Артема Веселого «Россия — кровью умытая» (1929) как наиболее советский тип исторического романа, любопытнейший сплав прошлого с современностью. В 1924-28 группа издавала серию сборников «Перевал» (No 16), затем «Ровесники» (1930, 1932) и антологию «Перевальцы» (1930). Эстетика «Перевала» вызывала ожесточенные нападки со стороны ВАППРАПП, несмотря на то, что, как отмечал Лежнев, лозунги психологизма, реалистического метода, преемственности классического наследия были почерпнуты их теоретиками из разработок перевальцев. Под давлением РАПП, после снятия Воронского с поста редактора «Красной нови» и обвинений его в троцкизме, начался отток писателей: Багрицкий перешел к конструктивистам, в ВАПП — Караваева, М.Голодный, И.Евдокимов, Платонов, затем П.Павленко, Пришвин и др. По словам Лежнева, «Перевал» отдал литературной распре много сил и времени, которые как будто можно было употребить с большей пользой для чисто творческой работы, для художественной практики. «Перевал» был ликвидирован после постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932. Катаев, Зарудин, Лежнев, Веселый, Воронский погибли в ходе сталинских репрессий.


Похожие слова: