Поиск:

Плеяда

«Плеяда» это французская поэтическая школа эпохи Возрождения. «Плеяда» выросла из кружка молодых поэтов-гуманистов, объединившихся на почве изучения античной (в первую очередь, греческой) литературы под руководством знатока древности, филолога Жана Дора. Первоначально они именовали себя «Бригадой», название «Плеяда» впервые было дано в 1556 в одном из стихотворений Ронсара, в память о «плеяде» из семи эллинистических поэтов 3 век до н.э. Состав «Плеяды» постоянно менялся и окончательно сформировался к концу 1540-х (П.де Ронсар, Ж.Дю Белле, Дора, Э.Жодель, Р.Белло, Ж.А.де Баиф, П.де Тийар).

Возглавлял «Плеяду» Ронсар, основным теоретиком являлся Жоашен Дю Белле, который в трактате «Защита и прославление французского языка» (1549) высказал главные принципы развития национальной поэзии. Главный источник обновления языка и литературы Дю Белле видел в «подражании», но не букве, а духу источника, сообразуясь с индивидуальным темпераментом каждого автора. В лирике «Плеяды», принесшей ее членам настоящую славу, особенно широко развивались темы любви, природы, родины, поэта и поэзии, анакреонтические, галантно-буколические, а также гражданские мотивы. Основными образцами для подражания поэты «Плеяды» считали античные произведения, однако, в отличие от своих старших современников, поэтов Лионской школы, писавших на латыни, стремились развивать французский поэтический язык. Помимо освоения античных (оды, элегии) и итальянских (сонет) поэтических форм, деятели «Плеяды» развивали и жанры французской куртуазной и народной поэзии, а также пробовали себя в эпосе («Франсиада», 1572, Ронсара), комедии («Евгений», 1552, Жоделя) и трагедии («Плененная Клеопатра», 1553, Жоделя). В этих трех жанрах была предпринята попытка объединить античное наследие и опыт итальянской литературы Возрождения. Несмотря на явную неудачу этих попыток, деятели «Плеяды» заложили основы для развития драматургии и героической эпопеи во французской литературе 17 и 18 века.

Слово «Плеяда» произошло от французского Pleiade.


Похожие слова: