Поиск:

Слова на букву: П

Полустишие

Полустишие

Полустишие

Полустишие, или гемистих это часть стиха, отделяемая цезурой; точная или приблизительная половина стихотворной строки, которая предшествует либо последует ритмической паузе и представляет собой поэтический или просодический элемент. Второе название полустишия «гемистих» обусловлено древнегреческим происхождением.

Метрическое деление стиха на полустишия

Появление полустиший в поэзии связано с риторическими традициями Древней Греции. Гемистих является следствием использования в античной метрике цезуры – паузы, которая разделяет слова в строке на две части и служит для усиления смысловой и ритмично-интонационной выразительности стиха.

Пример полустишия

Если пасмурен день, || если ночь не светла… (Н. А. Некрасов)
первое полустишие || второе полустишие

Таким образом, каждая полу строка стиха представляет собой отдельную смысловую часть, структурный элемент произведения.
Полустишия обычно симметричны, т. е. включают равное или приблизительно равное количество стихотворных стоп. Например, шестистопный ямб с наличием цезуры (3 стопы – цезура – 3 стопы):

Не множеством картин || старинных мастеров
Украсить я желал || всегда свою обитель,
Чтоб суеверно им || дивился посетитель,
Внимая важному || сужденью знатоков.
(А. С. Пушкин)

Генезис гемистиха

В классической поэзии полустишия преимущественно относятся к драме. На полустихах для придания стремительности и драматичности действию построены отсеченные диалоги персонажей греческой трагедии.

Древнеримский поэт Вергилий

Древнеримский поэт Вергилий

Древнеримский поэт Вергилий использовал гемистихи в «Энеиде», чтобы указать на состояние героев, которые не могли сформировать полные реплики в силу физической или эмоциональной боли.

Полустишие было неприемлемо в неоклассицизме, критиковалось, к примеру, английским поэтом и драматургом Джоном Драйденом. В немецкой поэзии полустрока составляла основной компонент стиха.

В древнеанглийской и древнескандинавской поэзии каждая строка аллитерационного стиха разделялась на «а-стих» и «b-стих» полустишия с устойчивой цезурой между ними. В англосаксонской эпической поэме «Беовульф» присутствует пять основных типов полустихов, некоторые из которых используются в качестве начальных, некоторые – как вторичные.

Представители среднеанглийской поэзии применяли полустишие как связующую единицу стиха, причем как поэт начала XIII века Лайамон, так и Жемчужный Поэт, неизвестный автор поэмы конца XIV века «Жемчужина», использовали систему принципов, которым свойственны метрические (а также аллитерационные) формы, в частности гемистих.

Полустишия в современной поэзии

Современная русская поэзия все чаще отклоняется от канонической цезуры, использование свободной паузы в стихе приводит к утрате симметричности длины полустиший, которые разделяются только по смысловому и интонационному принципу:

Я говорю, || держа на сердце руку (О. Ф. Берггольц).

Слово полустишие произошло от греческого hemistikhion, от hemi – в половину и stikhos – стих.