Поиск:

Пристальное прочтение

Пристальное прочтение это методика работы с текстом в «новой критике», требующая от читателя фокусирования внимания в процессе чтения на произведении как таковом. Читатель не должен отвлекаться на фиксацию собственного отклика на произведение и на выявление его связей с окружающей действительностью. Идеальный читатель— это формалистически ориентированный критик, он должен концентрировать внимание на структуре произведения (К.Брукс. Критики-формалисты, 1951). Методика пристального прочтения предполагает подход к избранному для анализа тексту как к автономному, замкнутому в себе пространственному объекту; осознание того, что текст является сложным и запутанным, но в то же время организованным и целостным; сосредоточение внимания на многообразной семантике текста и внутренней соотнесенности его элементов; принятие как данности метафоричности и эмфатичности литературного языка; понимание, что парафразирование не эквивалентно поэтическому значению; стремление выявить цельность структуры в гармонии составляющих ее элементов; трактовка значения произведения лишь как одного из элементов структуры; осознанное стремление быть идеальным читателем и осуществить единственное правильное прочтение текста. Основные принципы методики пристального прочтения предложены А.Ричардсом в работах «Принципы литературной критики» (1924), «Практическая критика» (1929) и его учеником У.Эмпсоном в книге «Семь типов двусмысленности» (1930). В качестве пособий для студентов были выпущены комментированные антологии «Понимание поэзии» (1938) и «Понимание прозы» (1943) Брукса и Р.П.Уоррена.

В США и Англии методика пристального прочтения входит в курс обучения студентов-филологов. Она легко усваивается, поскольку не требует знания иного контекста, кроме «слов на бумаге». Привлекательность ее состоит в том, что она обязывает быть внимательным к нюансам текста и позволяет увидеть богатство и сложность даже самого простого произведения искусства. Многие студенты проявляют виртуозность в текстуальной интерпретации литературного произведения, но при этом впадают в полное замешательство, когда их просят выявить и прокомментировать связи анализируемого произведения с окружающей их действительностью, с политикой, историей. Американские литературоведы утверждают, что техника пристального прочтения считавшаяся ранее специфической методикой «новой критики», теперь является основой литературной критики как таковой. Профессор университета Джонса Хопкинса У.Е.Кейн пишет о том, что «новая критика» живет двумя жизнями. Она мертва в одном смысле и весьма животворна в другом. Она мертва как движение, и это доказали многие критические дискуссии. Но преподанные ею уроки литературного исследования продолжают жить, они образуют нормы эффективного обучения и отмечают границы, внутри которых стремится утвердить себя практически вся критика. Именно «новая критика» определяет и закрепляет ядро практической исследовательской работы — «пристальное прочтение литературных текстов».

Словосочетание пристальное прочтение произошло от английского close reading.


Похожие слова: