Поиск:

Редакция

Редакция это текст литературного произведения, возникший в результате переработки произведения автором или другим лицом. Если в древней литературе редакция — это в основном отражение жизни произведения в веках, то в новой литературе — это прежде всего процесс его создания, отражающий творческую волю автора.

Произведения писателя в процессе создания нередко проходят через несколько редакций. Так, роман «Воскресение» (1899) Л.Н.Толстого имел шесть редакций, а «Крейцерова соната» (1891) — девять. Повесть «Холстомер», почти законченная в 1863, была в значительной мере заново написана Толстым в 1885. Известны ранние, черновые редакции первого тома «Мертвых душ» (1842) Н.В.Гоголя, не публиковавшиеся автором. Однако писатели порой склонны значительно перерабатывать свои уже опубликованные произведения, создавая их вторую и даже третью редакцию. В трех опубликованных редакций существуют «Заговор Фиеско» (1783, 1784 и 1785) Ф.Шиллера, «Искушение Св.Антония» (1849, 1856 и 1874) Г.Флобера, роман «Сестры» (1922,1925 и 1943) А.Н.Толстого, в двух — «Тарас Бульба» (1835) и «Портрет» (1835 и 1842) Гоголя, «Мистериябуфф» (1918 и 1921) В.В.Маяковского, роман «Петербург» (191314 и 1922) А.Белого, «Фауст» (1808-31) И.В.Гёте (так называемый «Пра-Фауст», 1773-75).

Понятие редакции всегда предполагает законченность изменений, внесенных автором в текст на определенном этапе работы. Изменения могут охватывать весь основной замысел, в романе может быть изменен сюжет, фабула (так, в одной из редакций «Войны и мира», 1863-69, Л.Толстого князь Андрей Болконский выздоравливает), или изменению может подвергнуться не весь текст, а лишь его часть, иногда небольшая (повесть Л.Толстого «Дьявол», 1889-90, имеет две равноправные редакции конца). Значительная авторская переработка, граничащая с созданием нового произведения, не отменяет его первой редакцией. Однако не всегда изменения обусловлены творческими исканиями писателя; они могут быть вызваны необходимостью приспособления произведения к требованиям цензуры, печатного органа, изменившего миросозерцание автора. А.С.Пушкин в 1825 переработал лицейские редакции своих стихов, а В.Ф.Одоевский в 1862 — «Русские ночи» (1844). Иногда авторская и редакторская работа не сосредотачиваются в одном лице: редакции первого издания сборника стихов Ф.И.Тютчева осуществил И.С.Тургенев. Выявление подлинно авторского текста в его окончательной редакции путем сопоставления источников составляет задачу научной «критики текста» (текстологии).

Слово редакция произошло от французского redaction и от латинского redactus, что в переводе означает приведенный в порядок.


Похожие слова: