Поиск:

Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге-Петрограде


Идея создания религиозно-философского общества возникла в конце февраля — начале марта 1907. 8 апреля под председательством С.Н.Булгакова состоялось одно из подготовительных заседаний будущего религиозно-философского общества. Доклад на тему «Отчего падает православие?» сделал В.В.Розанов. Инициативу основания общества Н.А.Бердяев приписывал себе (Самопознание). Отъезд Бердяева затянул открытие религиозно-философского общества. Среди других членов-учредителей были: С.А.Аскольдов-Алексеев — его первый председатель, А.И.Введенский, Розанов, В.А.Тернавцев, С.Л.Франк и др. Первое заседание состоялось 3 октября 1907. Вступительную речь произнес А.В.Карташев, который определил связь «Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге» и «Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева в Москве» с возникновением религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Ведущая тема трех сезонов (1908/09, 1909/10 и 1910/11) — тема интеллигенции. Наиболее интересен доклад А.А.Блока о русской интеллигенции, Бердяева о В.И.Несмелове, Д.С.Мережковского о сборнике «Вехи», где он дал отпор обвинениям против интеллигенции, в частности, встав на защиту ее революционного духа. После смерти Л.Н.Толстого 16 ноября 1910 религиозно-философское общество устроило вечер его памяти. Сезон 1913/14 связан с «делом Бейлиса», которому было посвящено специальное заседание (выступал даже А.Ф.Керенский). На заседании 26 января 1914 Розанов был фактически исключен из этого общества за позицию в «деле Бейлиса», оцененную как антисемитская. В ответ Аскольдов, П.Б.Струве и др. вышли из религиозно-философского общества.

Значительная часть докладов была посвящена осмыслению философской значимости русской литературы. Активно выступали символисты: Д.С.Мережковский. Поэт сверхчеловечества (о Лермонтове); Вячеслав Иванов. Символизм и религиозное творчество, Красота и христианство в связи с поэзией Новалиса, О значении В.С.Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания, Человек. Размышления о существе и назначении, отпадении и божественном возвышении человека, Происхождение поэзии; Андрей Белый. О новом искусстве символизма, Трагедия творчества у Достоевского; Ю.К.Балтрушайтис. О сущности искусства и творческом долге художника. В открытом заседании, посвященном 10-летию кончины Соловьева, доклад А.А.Блока «Рыцарьмонах» зачитал М.И.Сизов. Из писателей в центре внимания философов были: Ф.М.Достоевский (С.Н.Булгаков. Достоевский и современность, и Русская трагедия (О романе Достоевского «Бесы», по поводу его инсценировки Московским Художественным театром); Н.А.Бердяев. Великий Инквизитор Достоевского; Л.Н.Толстой (В.П.Свенцицкий. Лев Толстой и Вл.Соловьев; В.В.Зеньковский. Проблема бессмертия у Л.Н.Толстого; состоялось также специальное заседание памяти Л.Н.Толстого; М.Ю.Лермонтов (С.Н.Дурылин. Религиозная судьба Лермонтова, Россия и Лермонтов (к изучению религиозных истоков русской поэзии); Н.С.Лесков (С.Н.Дурылин. Н.С.Лесков. Опыт характеристики личности и религиозного творчества). Характерен набор имен и тем западноевропейской литературы: Н.С.Арсеньев. Мистицизм и лирика (Из области средневековой мистической поэзии Запада); В.П.Свенцицкий. Религиозный смысл «Бранда» Ибсена; Н.А.Бердяев. Утонченная Фиваида. Религиозная драма Гюисманса.

Похожие слова: