Поиск:

Рошфорская школа


«Рошфорская школа» это объединение французских поэтов. Зародилось весной 1941 по инициативе Жана Буйе (1912), подхваченной Рене Ги Каду (1920-51). Идею сплочения молодых поэтов поддержали чтимые ими мэтры — Макс Жакоб (1876-1944) и Пьер Реверди (1889-1960). В названии увековечено анжуйское селение Рошфорна-Луаре, где жил Буйе. Понятие «школа» возникло в противовес «измам» (символизму, дадаизму и сюрреализму) по аналогии с содружеством художников — «Барбизонская школа». В декларации «Поэтические устои Рошфорской школы» (опубликованной 30 мая 1941) Буйе обосновал необходимость защиты поэзии, а также не стесненный никакими догмами принцип сближения поэтов. Марсель Беалю (1908-93) предложил свое название — «Школа на Луаре»; слово «школа» поначалу смутило Жана Руссло (1913) и Мориса Фомбера (1906-81) — живого классика для рошфорцев. Издание первых «Тетрадей Рошфорской школы» Фомбер воспринял как несомненное событие. Каждая тетрадь представляла собой сборник одного поэта. В 1941 увидели свет: «Светлые годы» Каду, «Ветер с моря» Мишеля Маноля (1911-84), «Остров кричащей тишины» Беалю, «Настояния» Руссло, «А вот и лубочная картинка!» Люка Беримона (1915-83), «Смысл действий» Буйе, «Предчувствие розы» Янетты Делетан-Тардиф (1902-76), «Любо жить» Луи Эмие (1900-67). Сквозь призму неповторимых индивидуальностей Фомбер уловил роднящее их устремление «защитить права воображения, духовную свободу, нестесненное усилие... спасти и уберечь соль земли и духа» — поэзию. Прозорливо оценил Фомбер этический вектор рошфорской школы — ее «человечную, братскую теплоту», которой веяло от «Тетрадей»: «Каждая из них — протянутая рука, весть о бескорыстной дружбе, залог веры в жизнь и неисчерпаемость поэзии» (Les poets de l'ecоlе de Rochefort, 291-292).

Разгром Франции, ее рассечение на две зоны, встреча Петена с Гитлером 24 октября 1940 в Монтуаре — в этих исторических обстоятельствах протекала жизнедеятельность рошфорской школы в оккупационной зоне. Поэзия рошфорцев откровенно противостояла атмосфере подозрительности, доносительства, страха, репрессий, угрозы ареста и заточения в фашистский концлагерь своей верой в поэтическое слово — цитадель внутреннего мира каждого из поэтов, двери которой распахнуты для соотечественников, для читателей всех времен. Как правило, рошфорцы избегали велеречивой публицистичности; отталкивал их и герметизм, «чрезмерная абстрактность текста, дистиллированного в сюрреалистических или иных лабораториях» (Marissele A. Jean Rousselot). Утверждая неукротимость жизни, прелесть «растительного царства», времен года, повседневного ритма жизни, трудов и дней стойкого человека, поэзия «Рошфорской школы» — на онтологическом, бытийном уровне — противостояла философии смирения и рабской покорности, расизму доморощенных жрецов «нового порядка». Жить «со втянутым животом — можно, но ползать на брюхе — никогда» — девиз Каду (Manoll М. Rene Guy Cadou). «Рошфорская школа» — неотъемлемая часть поэзии сопротивления военных лет.

В ноябре 1942 немецкие войска оккупировали южную, «свободную» зону. В этот грозный год в «Рошфорских тетрадях» обрели трибуну признанные мастера: Фомбер («Песни гротмарса»), Жан Фоллен (1903-71; «Перечень»), Жорж Эмманюэль Клансье (1914; «Время героев»), Габриэль Одизио (1900-78; «Каменный век»), Луи Гийом (1907-71; «Дорога»), Эдмон Юмо (1907; «Песня росистой травы»), Андре Верде (1915; «День на день не приходится»), Александр Турски (1917-70; «Подлинная версия»). В стане рошфорцев прозвучали голоса Леона Габриэля Гро (1905; «Семь поэм на полях», 1942), Люка Декона (1913; «Камфора и трут», 1942), а позднее — Поля Шоло (1914—69; «Риск», 1952). В 1943 «Тетрадях» появились стихи узника немецкого концлагеря Шарля Отрана (1918-76; «Речные воды»). «Рошфорская школа» не была изолирована от других очагов поэзии Сопротивления. Велись переговоры с сюрреалистической группой «Перо в руке»; Одизио передавал «Тетради» для распространения Максу Полю Фуше (1913-80) и получал от него журнал «Фонтен», пока гестапо не схватило Одизио в ноябре 1943. После войны возобновился выход «Рошфорских тетрадей» и продолжался вплоть до 1961; среди участников изданий — основатели содружества и новые имена: Жан Диго (1912), Жан Венсан Вердонне (1923), Андре Марисель (1928),Жак-Реда (1929), Жан Бретон (1930), Марк Ален (1937).

Словосочетание «Рошфорская школа» произошло от французского L'ecole de Rochefort.

Похожие слова: