Поиск:

Салон


Салон это общность, возникающая на основе сходства социокультурных интересов и позиций участников. Близки к салону понятия «кружок», «группа», «объединение», «школа», функционирующие в рамках какого-либо направления деятельности, и понятие «общество», характеризующееся более широким составом членов. Литературные объединения в Европе возникали в глубокой древности. В эпоху эллинизма в Древней Греции (3 в. до н.э.) на о. Самос существовал кружок «эпиграмматиста» Асклепиада, а на о. Векосе — кружок «элегиста» Филета. К этому времени относятся также школы Аристарха Самофракийского, сторонника канонических языковых норм, и Кратета Малльского, сторонника живых языковых норм. В 1 в. до н.э. в Риме был известен кружок Гая Мецената, куда входили сторонники жанра классической элегии Вергилий и Гораций, а также кружок Валерия Мессалы, участниками которого являлись Тибулл, Проперций, Овидий, трансформировавшие элегию в живой рассказ о своих чувствах.

При дворе Карла Великого действовал кружок «Академия», куда входили Эйнхард, Павел Диакон. Известен также кружок М.Фичино во Флоренции 15 в. (Платоновская академия). В 1690 в Риме Дж.В.Гравина и Дж.М.Крешимбени основали итальянскую литературную академию под названием «Аркадия», распространившуюся в филиалах по всей Италии и существовавшую до 1925. Во Франции в 16 в. был придворный С. Маргариты Наваррской, где культивировались жанры мистической лирики, а также Лионская школа с преобладанием интереса к жанру любовной лирики, куда входили Морис Сев, Луиза Лабе. Тогда же во Франции организуется «Плеяда:», литературное сообщество, положившее начало национальному языку и национальной поэтической традиции (П.Ронсар, Ж.Дю Белле, Ж.Дора, Э.Жодель, Р.Белло). К началу 17 в. относится возникновение во Франции светских литературных салонов с преобладанием в них культа аристократической галантности. Наибольшей известностью пользуется салон маркизы Юлии де Рамбуйе (1608-55), мадам Мари де Лафайет (1634-93), Мадлен де Скюдери (1607-1701).

В 17 веке во Франции создаются литературные салоны и кружки буржуазного толка, придерживающиеся прециозного стиля в поэзии. Во Франции 19 в. широкую известность получили: «Общество благонамеренной литературы»; «Сенакль» — кружок В.Гюго; «Понедельники» Ш.О.Сент Бёва;«Парнас» 1860х 70х, куда входили сторонники идеи «искусства для искусства», «проклятые поэты» 1880х — П.Верлен и др. В 1905-06 во Франции возникла литературная группа «Аббатство», представлявшая течение «унанимистов», противников декадентского индивидуализма, пропагандировавших новые формы свободного стиха. Существовали салоны и кружки почти во всех странах Европы: придворные кружки немецких герцогов, «Пегницкий пастушеский орден» в Нюрнберге; «Союз рощи» (18 в.). С 16 в. известна барочная школа «Чешских братьев», в состав которой входил Я.Каменский. В средневековых Нидерландах существовали цеховые литературно театральные общества—редерейкеров, где создавались и исполнялись на конкурсной основе стихи и спектакли. С 17 в. известны лондонские клубы — «кофейни». Существовала группа английских поэтов-романтиков «Озерной школы» конца 18 — начала 19 в., придерживавшихся патриархальных идеалов — У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути. Английские поэты и художники во главе с Д.Г.Россетти организовали в 1848 «Прерафаэлитское братство» (Прерафаэлиты), опиравшееся в своем творчестве на художников дорафаэлевского периода, на поэзию Данте. В середине 20 в. в Англии возник кружок «Рассерженные молодые люди», объединивший писателей, недовольных существующим строем: Д.Уэйна, К.Эллиса, Дж.Осборна.

Салоны в России

В России появление салонов и кружков относят обычно к 18 веку. Однако есть основания считать первым литературным кружком «Приказную школу», существовавшую в Москве в 1620е — 40е. Кружок получил название по составу его участников — приказных служащих: в него входили дьяки Петр Самсонов и Алексей Романчуков, подьячий Михаил Злобин, редакторы («справщики») Печатного двора Савватий, Стефан Горчак, Михаил Рогов и др. Кружок не был объединением аристократов, его участники — образованные люди, русские интеллигенты того времени. Они называли свой кружок также «Духовным союзом» («Любовным союзом»). При дворе царя Алексея Михайловича в 1672 существовала театральная «школа» во главе с немцем И.Г.Грегори. В деятельности театра принимали участие царица Наталья Кирилловна с детьми и бояре А.Л.Ордин-Нащокин и А.С.Матвеев, привлеченные царем как организаторы. Театральные группы, характеризовавшиеся элементами кружкового общения, были организованы в 17-18 веках и в других городах России: Твери, Ростове, Новгороде, Тобольске. Кроме театров при учебных заведениях, известны и любительские. Таким был в 1707-16 театр царевны Натальи Алексеевны (младшей сестры Петра I) в с. Преображенском под Москвой. Кружки и салоны получают широкое распространение в России в 18 веке. Одним из ранних был кружок, а позднее «Общество любителей российской словесности» (1730-40е) при петербургском Сухопутном шляхетском корпусе.

В середине 18 века. известность приобретает салон блестящего придворного аристократа и мецената И.И.Шувалова. В 1760-62 М.М.Херасков создает студенческий кружок при Московском университете, который в 1770х собирался в Петербурге (его уча стниками были Д.И.Фонвизин, И.Ф.Богданович и др.). В конце 18 в. Г.Р.Державин образовал свой кружок, в который входили И.И.Хемницер и В.В.Капнист. С 1784 существовало «Общество друзей словесных наук», связанное с масонством и издававшее журнал «Беседующий гражданин» (1789). Членом общества был А.Н.Радищев. В 1772 Н.И.Новиковым было создано первое в России издательское товарищество «Общество, старающееся о напечатании книг», просуществовавшее до 1774, а в 1779 — «Дружеское ученое товарищество», преобразованное в 1784 в «Типографическую компанию». В товарищество входили братья И.В. и П.ВЛопухины, братья Н.Н. и Ю.Н.Трубецкие, И.П.Тургенев, А.М.Кутузов. Ряд кружков и салонов возникает на рубеже 18-19 веков. Таково «Дружеское литературное общество поэтов Преображенского кружка», утвердившего в русской литературе жанр «гусарской песни». Его участниками были А.В.Аргамаков, С.Н.Марин, Ф.И.Толстой Американец, М.С.Воронцов, А.А.Шаховской, Д.В.Арсеньев. На рубеже веков (1797-1801) существовало «Дружеское литературное общество», в котором принимали участие В.А.Жуковский, А.Ф.Воейков, А.Ф.Мерзляков, Андр. И. Тургенев.

В первые десятилетия 19 в. в Петербурге создано «Дружеское общество любителей изящного», получившее затем название «Вольного общества любите лей словесности, наук и художеств». Входившие по началу в общество В.В.Попугаев, И.П.Пнин, И.М.Борн, А.Х.Востоков, сыновья Радищева известны в истории литературы как «радищевцы». В эти же годы широкую известность получает в Петербурге кружок А.Н.Оленина, разносторонне образованного и одаренного человека, директора Публичной библиотеки, археолога, историка, художника, литератора. Дом Оленина посещали И.А.Крылов, Шаховской, Н.И.Гнедич, В.А.Озеров, Капнист. В 1811-16 в Петербурге активно выступало общество «Беседа любителей русского слова», преобразованное из кружка Г.Р.Державина. К членам державинского кружка примыкали А.С.Шишков, Д.И.Хвостов, Шаховской, отстаивавшие старые, классицистические языковые нормы. Оппозицию «Беседе» составлял кружок «Арзамас» (1815-18), участники которого были объединены идеей обновления языковых норм в духе реформ Н.М.Карамзина. В кружок входили К.Н.Батюшков, Жуковский, А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, А.И.Тургенев и др. Из декабристских литературных кружков известны «Зеленая лампа» (1819-20), членами которого были Пушкин, Я.Н.Толстой, а также «Вольное общество любителей российской словесности» (1816-25), куда входили А.А.Бестужев, К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер. В литературных вечерах петербургского салона С.Д. Пономаревой (1821-24) участвовали А.А.Дельвиг, Д.Н.Эристов, Е.А.Баратынский, В.И.Панаев, О.М.Сомов. Литературный салон Карамзина, а затем Е.А.Карамзиной (вдовы писателя) в 1810-20х посещали П.А.Плетнёв, A.И.Тургенев, Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Вяземский, B.А.Соллогуб. Салон дочери Карамзина — Софьи Карамзиной — в 1830х годах был менее содержателен и популярен (считают, что атмосфера этого салона воссоздана в «Войне и мире» Толстого). Московский салон З.А.Волконской (1820е) полюбили А.Пушкин, Вяземский, Д.В. Веневитинов. В кружок С.Е.Раича при Московском университетском пансионе, позднее трансформировавшийся в философское «Общество любомудрия» (1823-25), входили И.В.Киреевский, С.П.Шевырёв, В.Ф.Одоевский, Д.В.Веневитинов, А.И.Кошелев. «Общество любителей российской словесности» — литературно-научное общество, просуществовало при Московском университете с перерывами с 1811 по 1930. В нем участвовали Тургенев, А. А.Фет, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, ИЛ.Бунин, В.Я.Брюсов. Председателями общества были М.Н.Загоскин, А.С.Хомяков, М.П.Погодин, И.С.Аксаков, Ф.И.Буслаев, П.Н.Сакулин. Литературные, музыкальные, театральные салоны были в домах известных российских аристократов И.М.Долгорукого, Ф.Ф.Кокошкина, Воейкова, Соллогуба, Одоевского. Обычно их участники собирались в определенные дни недели. В 1820-30х увеличивается число кружков, в т.ч. с социально-философской и политической направленностью. Некоторые из них были разночинными по своему составу. Таковы кружок студентов—братьев В.И. и М.И.Критских (1827), студенческий кружок Н.П.Сунгурова (1831), студенческий «Кружок 11 нумера» в Московском университете, организованный В.Г.Белинским. Из дворянских кружков 1830х известен философский кружок Н.В.Станкевича (1832-39), куда входили М.А.Бакунин, В.П.Клюшников, К.С.Аксаков, В.П.Боткин; политический кружок A.И.Герцена, в котором принимали участие Н.П.Огарёв, B.В.Пассек, Н.М.Сатин, Н.И.Сазонов, Н.Х.Кетчер. Кружки Сунгурова, Критских, Герцена были запрещены правительством.

В первой трети 19 в. салонно-кружковые формы общения интеллигенции, особенно в обеих столицах, были связаны обычно с днями семейных приемов, и давали возможность довольно широкого обмена литературными и внелитературными идеями. При этом были салоны и светские, чопорные, как С. Долгоруких в Москве, и кружки с определенным политическим направлением, как кружок Герцена. По свидетельству очевидцев, до 1840х отмечалось определенное «единство» салонов литературного Петербурга и литературной Москвы: одни и те же литераторы посещали самые различные салоны Герцен вспоминает: «В понедельник собирались у Чаадаева, в пятницу у Свербеева, в воскресенье у А.П.Елагиной». Наиболее известны в 1830-50е салоны Д.Н.Свербеева, Н.В.Сушкова, А.Н. и В.Н.Майковых, Плетнёва, Одоевского, Н.Ф.Павлова, Волконской, Е.П.Ростопчиной, Кошелева; они были как бы общекультурными. С 1840х на базе салонов чаще возникают политические кружки-организации. Начиная с 1844 по пятницам на квартире М.В.Буташевича-Петрашевского собиралась группа молодых людей, придерживавшихся идей утопического социализма. На встречах предлагались различные формы государственного устройства и общественных преобразований. Участниками кружка были критики, писатели, поэты: В.Н.Майков, Н.А.Спешнев, Н.А.Момбелли, Н.Я.Данилевский, Н.С.Кашкин, C.Ф.Дуров, А.И.Пальм, Д.Д.Ашхарумов, А.П.Баласогло, А.Н.Плещеев, Достоевский, В.В.Толбин, М.Е.Салтыков Щедрин. В 1845-47 в Киеве существовала тайная политическая организация разночинной интеллигенции — «Кирилло-Мефодиевское общество». Члены общества, в своем большинстве литераторы, ставили задачей борьбу против крепостничества и национальную независимость Украины. Умеренное крыло организации представляли П.А.Кулиш, Н.И.Костомаров, В.М.Белозерский, радикальное крыло — Т.Г.Шевченко, Н.И.Савич, Н.И.Гулак. В Москве многочисленным и пестрым по составу был С. Авдотьи Петровны Елагиной, племянницы Жуковского, матери братьев И.В. и П.В.Киреевских. Салон функционировал с 1820х и, будучи литературным, характеризовался свободой мнений, «соревновательностью», за что получил название «республики у Красных Ворот» (по месту жительства Елагиной). Поначалу его посещали Пушкин, Вяземский, Шевырёв, Веневитинов, Кошелев, Одоевский, К.К.Павлова, П.Я.Чаадаев и др. В 1840е — Ф.И.Тютчев, Тургенев, Огарёв, Лермонтов, Н.Ф.Павлов, в 1850е — некоторые из возвратившихся из ссылки декабристов. Московский салон К. и Н.Павловых (конец 1830-40е) также не отличался единством и определенной на правленностью. Его посещал славянофилы, западники, а также литераторы, не примыкавшие ни к тем, ни к другим. Здесь бывали Тургенев, Фет, Я.П.Полонский, Белинский, Ю.Ф.Самарин, Герцен, А.С.Хомяков, Шевырёв, братья Киреевские. Для хозяев важно было не направление салонов, а старание привлечь к нему людей известных и значительных, приглушить и примирить возможные разногласия среди посетителей. «Нейтральным» по направлению был и московский салон Свербеева, где встречались разные по своим воззрениям литераторы. Но именно в московских салонах Свербеевых, Павловых, Елагиных начиная с середины 1840х происходит постепенное размежевание программ славянофилов и западников: Хомякова, Кошелева, Самарина, братьев Киреевских, с одной стороны, Герцена, Огарёва, Т.Н.Грановского, Е.Ф.Корша, Боткина, Н.Х.Кетчера — с другой. И среди московских западников с середины 1840х намечаются расхождения: в 1845-46 встречи и споры литераторов западнического направления на подмосковной даче Герцена «Соколово» привели в конце концов к разрыву Герцена и Грановского, не принявшего социалистических идей и насильственных способов изменения действительности. В свою очередь, с переездом Белинского в Петербург в начале 1840х позиции Герцена и Белинского все более сближались и к началу сотрудничества Белинского в «Современнике» (1846) они становятся единомышленниками по основным вопросам общественно-литературного развития. В петербургском кружке Белинского были: Герцен, И.И.Панаев, П.В.Анненков, К.Д.Кавелин, Тургенев, Огарёв, Н.А.Некрасов. Общение осуществлялось «салонным» способом. По субботам встречались у Панаева, по средам — у В.А.Соллогуба, по воскресеньям — у общего знакомого, преподавателя словесности военноучебных заведений А.А.Комарова. С переездом из Москвы в Петербург в 1830—40х Одоевский продолжает традиции своего московского салона уже в Петербурге. Его посещали Пушкин, Лермонтов, Шевырёв, Крылов, Вяземский, Баратынский, Фет, Тютчев, Тургенев, Н.В.Гоголь, Белинский, композиторы А.С.Даргомыжский, М.И.Глинка, ученые (химик Г.И.Гесс, этнограф И.П.Сахаров, востоковед Н.Я.Бичурин). Их привлекали творческая атмосфера, высокий интеллектуальный уровень кружка. По свидетельству Погодина, у Одоевского встречались люди разных убеждений, «на нейтральной почве». При этом господствовал стиль свободного обмена мнениями, простоты в общении. В 1830-40е получил известность петербургский С. Ростопчиной, считавшей себя в какойто степени продолжательницей традиций Пушкина в поэзии. Салон посещали: Жуковский, Вяземский, Соллогуб, Одоевский, Глинка, Даргомыжский. Традиции Пушкина старался сохранить в своем петербургском салоне и Плетнёв. Он издает рукописи Пушкина, продолжает издание «Современника». Во встречах у Плетнёва принимали участие Одоевский, Вяземский, А.А.Краевский, Гоголь, Я.К.Грот и другие литераторы, связанные в свое время с Пушкиным. С середины 1840х существует кружок братьев А.Н. и Н.Н.Бекетовых (первый впоследствии — известный профессор ботаники, второй — химик, член академии). В него входил и отошедший от Петрашевского В.Н.Майков, организовавший в 1846 свой кружок, участниками которого были Салтыков-Щедрин, правовед и экономист В.А.Милютин. В этих кружках в основном интересовались западноевропейской философией и социологией. В 1840х существовало много и других кружков и салонов, в т.ч. студенческих. Таков студенческий кружок, собиравшийся у студента юридического факультета, будущего поэта и критика, А.А.Григорьева, куда входили: С.М.Соловьёв, Фет, Полонский, славянофил князь В.А.Черкасский, западник Кавелин. Кружок называли «мыслящим». На его собраниях читали стихи, вели философские споры. Московский студенческий кружок, собиравшийся на квартире Б.Н.Чичерина на Тверском бульваре (в доме Майковой), назывался «майковым». Его посещали: Самарин, П.А.Корсаков, Л.М.Голицын, П.А.Васильчиков. «Студенты... делились на кружки, которые условливались их общественным положением: кружок аристократов по фамилиям и отчасти по состоянию (здесь преобладал французский язык, разговоры о балах, белые перчатки и треугольные шляпы), кружок семинаристов, кружок поляков и кружок (самый обширный), состоящий из всех остальных студентов, где по преимуществу коренилась и любовь к русской науке и русской народности», — вспоминал A.Н.Афанасьев. Только в столицах в те годы было несколько десятков кружков и салонов. Московские салоны, по словам Кавелина, были «школой для начинающих молодых людей», «служили выражением господствовавших в русской интеллигенции литературных направлений, научных и философских взглядов».

В отличие от салонов, кружки обычно опирались на периодические издания — альманахи, журналы. Так, любомудры — сторонники эстетики немецкого романтизма и философии Ф.Шеллинга, в 1827-30м печатались в журнале «Московский вестник». Там публиковались статьи И.В.Киреевского, Веневитинова, Шевырёва, Одоевского и др. Славянофильским (1856-60) был журнал «Русская беседа», где печатались Кошелев, Т.И.Филиппов, Аксаков. Вокруг журнала «Современник» (1855-63) группировались критики, публицисты и писатели радикально-демократического направления—Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Некрасов. Круг писателей, представителей концепции «чистого искусства», порвавших в 1856 с «Современником», сосредоточился в журнале «Библиотека для чтения» (1856-61): А.В.Дружинин, Боткин, Анненков и др. Поэты-демократы Д.Д.Минаев, П.И.Вейнберг, Л.И.Пальмин группировались вокруг издаваемого B.С.Курочкиным и Н.А.Степановым журнала «Искра» (1859-73). В 1853-57 в Главном педагогическом институте в Петербурге существовал студенческий кружок Добролюбова. В конце 19 — первой четверти 20 в. возрождается активная салонно-кружковая деятельность. В 1883-86 действовал кружок «Новых романтиков» — предтеча символизма. В кружке принимали участие Н.М.Минский, В.И.Бибиков. По пятницам собирались у Полонского; в 1890е — у З.Н.Гиппиус и Д.С.Мережковского. В 1886-92 функционирует «Репинский кружок писателей» где, помимо И.Е.Репина, участвуют В.М.Гаршин, М.Н.Альбов, Мережковский, К.М.Фофанов. Здесь начинает утверждаться символизм как искусство «неправильных» форм. В 1898-1903 известны «пятницы» К.К.Случевского, где бывали К.Д.Бальмонт, Брюсов, Ф.Сологуб, B.С.Соловьёв, С.А.Андреевский, М.А.Лохвицкая, Фофанов. Здесь утверждаются концепции «антиэстетизма» и дилетантизма в искусстве как нормы. В первое десятилетие 20 в. свои «воскресенья» проводили Ф.Сологуб и В.В.Розанов (Белый А. Началовека. М., 1990). С 1905 по 1909 литературные и философские споры велись на «Башне» Вяч.Иванова в Петербурге. С 1870х до 1933 в Москве действует «Суриковский литературно-музыкальный кружок», в котором, кроме писателей, принимают участие музыканты из народа. В кружке, помимо И.З.Сурикова, участвовали: C.А.Есенин, Ф.С.Шкулев, А.П.Чапыгин, С.Д.Дрожжин и др. Кружок выпустил около 40 сборников стихов и песен, в т.ч. два сборника «Родные звуки» (1889 и 1891), «Подзвон кандалов» (1905) и др. В «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов» (1874-1904) в разное время входили А.Н.Островский, Тургенев, Н.С.Лесков, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский. В 1898-1904 активно работало объединение художников и литераторов «Мир искусства», к которому принадлежали М.К.Тенишев, С.И.Мамонтов, С.П.Дягилев, А.Н.Бенуа, Д.В.Философов, Мережковский, Гиппиус, Розанов. В начале 20 века начинают создаваться кружки и группы футуристов (см. Футуризм). В группу кубофутуристов «Гилея» входили В.В.Хлебников, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, А.Е.Кручёных; «Ассоциация эгофутуристов» — И.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов; «Мезонин поэзии» (В.Г.Шершеневич, Р.Ивнев); «Центрифуга» (Б.Л.Пастернак, К.А.Большаков, Н.Н.Асеев, С.П.Бобров). Эстетическая программа футуристов выражена в названии одного из их сборников — «Пощечина общественному вкусу» (1912). В группу писателей «Скифы» (1917-18), организованную Р.В.Ивановым-Разумником и примыкавшую к левым эсерам, входили Е.И.Замятин, О.Д.Форш, А.Белый, Н.А.Клюев. В кружок акмеистов «Цех поэтов» вошли — Н.С.Гумилев, О.Э.Мандельштам, С.М.Городецкий, Г.В.Иванов. В их программе значилась концепция чувственного восприятия «вещного мира». При Московском университете организовался «Московский лингвистический кружок» (1915-25), членов которого интересовали художественные функции языка. С 1919 кружок сближается с «Обществом изучения поэтического языка» (ОПОЯЗ). В кружке принимали участие: Р.О.Якобсон, М.Н.Петерсон, Г.О.Винокур, Б.В.Томашевский, С.И.Бернштейн, Ю.Н.Тынянов, В.Б.Шкловский. С середины 1900х у М.А.Волошина в Коктебеле (Крым) собирается литературная молодежь (А.Н.Толстой, Гумилев, М.И. и А.И.Цветаевы, Мандельштам и др.). После революции 1917 создается большое количество кружков и обществ пролетарских писателей. «ЛЕФ» (1922-23) и «Новый ЛЕФ» (1927-28) — литературное объединение «Левый фронт искусств», куда входили Маяковский, Асеев, Пастернак. Группа «Кузница» (1920), где состояли В.Д.Александровский, П.А.Арский, М.П.Герасимов и др. Кружок пролетарских писателей «Октябрь» (1922-25), составившийся из групп: «Кузница», (С.А.Родов, А.Г.Малышкин); «Молодая гвардия» (А.И.Безыменский, А.А.Жаров, А.Веселый); «Рабочая весна» (И.И.Доронин, А.Исбах, А.Соколов). В течение довольно продолжительного времени существовала литературная группа экспериментаторов (при Петроградском Доме Искусств) «Серапионовы братья» (1921), куда входили Вс.В.Иванов, М.М.Зощенко, В.А.Каверин, Н.С.Тихонов, К.А.Федин. По субботам (до 1929) заседания «братьев» представляли собой взыскательные обсуждения произведений членов кружка. В Литературный кружок «Перевал» (1923-32) входили: Э.Багрицкий, А.К.Воронский, М.А.Светлов, М.Голодный, М.М.Пришвин. В кружке придерживались идеи необходимости развития традиций классической литературы. Позднее эти кружки и салоны либо прекратили существование, либо вошли в Ассоциации пролетарских писателей — Российскую (РАПП), Московскую (МАПП) и Всесоюзную (ВАПП). С возникновением Союза Советских писателей (1934) литературно-кружковая деятельность или прекращается, или переносится на крупные предприятия и в учебные заведения.

Слово салон произошло от французского salon.

Похожие слова: