Поиск:

Смех

Смех это специфическая форма культуры: поведенческая, мимическая и словесная реакция на жизненные явления и ситуации; в ее основе — акт духовного преодоления разнообразных внешних и внутренних границ (игра различиями своего и чужого и смена связанных с нимиточек зрения, по Жан Полю). В частности, речь идет о нарушении разнообразных запретов. Антиподы смеха — страх и серьезность, напротив, утверждают всевозможные нормы и запреты в качестве необходимого условия существования культуры. В системе идей М.М.Бахтина смех — мировосприятие Средневековья и Возрождения, восходящее к мифу и ритуалу и в дальнейшей истории культуры почти утраченное. Поэтому в центре внимания ученого — именно смех, но не категория комического, характерная для классической эстетики (ее антипод вовсе не «серьезное», а трагическое) и охватывающая, по его мнению, лишь исторически поздние и разрозненные явления, которые не могли сохранить прежний подлинный смысл вне рамок единой народной смеховой культуры. Отсюда и предпочтение слова «смеховой». Наоборот, с точки зрения классической эстетики, Бахтин создал «теорию комического», одна из заслуг которой — «оправдание» той особой «области смешного, которая носит название грубой комики» (Манн Ю.В. Карнавал и его окрестности. 1995).

«Смеховая» концепция мира

В основе «смеховой» концепции мира — идея «народного (или родового) тела» и «веселого телесного избытка», избытка плодородия и роста. Она выражается в системе образов «гротескного реализма», т.е. образов «неготового тела» с характерным акцентированием «телесного низа», в разнородных «словесных смеховых произведениях» (в частности, в пародиях), а также в множестве проникнутых этой образностью внеофициальных форм праздничного публичного поведения и высказывания (карнавальное действо, народный театр, фамильярно-площадной жест и слово). Все эти формы — обрядово-зрелищные, словесно-смеховые и, наконец, формы и жанры фамильярно-площадной речи образуют в своей совокупности «карнавальную культуру». Специфические черты средневекового и ренессансного смеха — всенародность и праздничность как универсальность и даже космичность, отсутствие разделения на субъект и объект осмеяния (смех направлен на самих смеющихся, в карнавале «нет рампы»), амбивалентность — одновременно умерщвляющий и возрождающий характер (смех «хоронит», но могила отождествляется с рождающим лоном, осмеяние приобщает к бессмертному «родовому телу»). По Бахтину, средневековый смех, будучи проявлением мифологического субстрата народной культуры (и в первую очередь — атрибутом идеиобраза «родового тела»), в то же время воплощает особую — критическую и вместе с тем возрождающую, обновляющую — реакцию этой культуры на исторически сложившуюся «отвлеченную духовность» (т.е. на определенную тенденцию культуры христианской).

Многовековая стабильность средневековой культуры и особенно ее кратковременный высший расцвет в эпоху Возрождения были связаны для Бахтина с ролью смеха в обеспечении ее равновесия и целостности. Этот аспект концепции ученого связан с общеевропейским кризисом христианской этики рубежа 19-20 веков, отразившимся в книгах Ф.Ницше «Антихристианин» (1888, опубликована в 1906) и В.В.Розанова «Темный лик» и «Люди лунного света» (оба 1911), а также в ряде работ З.Фрейда, из которых непосредственно с проблемой смеха связано исследование «Остроумие в его отношении к бессознательному» (1905, русский перевод 1925). Идеи Бахтина о стабилизирующей роли смеха в средневековой культуре получили продолжение в исследованиях Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, где показано, что средневековый, в частности, древнерусский смех, будучи направлен в первую очередь на самих смеющихся (или являясь, по М.И.Стеблин-Каменскому, вообще «ненаправленным»), вполне уживается с положительным отношением к высшим религиозным ценностям.


Похожие слова:

  • Эналлага Эналлага это вид солецизма: неправильное […]
  • Поэзия и проза Поэзия и проза это два основных типа организации […]
  • Двусложные размеры Двусложные размеры это в силлабо-тоническом […]
  • Ямб Ямб это: в метрическом стихосложении — стопа из […]
  • Тип Тип это в произведениях литературы и искусства […]
  • Травестия Травестия это тип комической имитации, при […]
  • Акт Акт это действие, законченная смысловая […]
  • Антономазия Антономазия это троп, относящийся к имени лица, […]
  • «Дом искусств» в Петрограде (диск) «Дом искусств» в Петрограде (ДИСК) это клуб и […]
  • Вольный стих Вольный стих это в русском силлабо-тоническом […]
  • Юмор Юмор  это вид комического, добродушный смех с […]
  • Жанр Жанр это тип словесно-художественного […]