Поиск:

Страшилка


Страшилка это современное детское повествовательное творчество, «страшная история», как называют их дети. Страшилка сделались предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960-х , к этому времени и относится начало их массового бытования. Страшилки рассказывают дети 8-12 лет, однако возрастные границы могут расширяться от 5 до 15 лет. Цель страшилок — вызвать чувство страха и радость от его преодоления, поэтому их можно рассматривать как способ самоутверждения личности. В повествовательном творчестве детей проявляются фетишизм и анимизм; фигурируют такие универсальные знаки культуры, как пятно, занавес, рука, глаз, голос, взгляд, цвет, размер, хтонические персонажи, способность к перевоплощению, идея смерти. Это дает основание видеть в страшилке современную детскую мифологию. В жанровом отношении страшилка — явление диффузное и неоднородное. В отличие от традиционной фольклорной прозы, в них существует не один, а два доминирующих центра: повествовательный и игровой. В так называемых «страшных вызывалках» ритуально-игровое начало даже полностью вытеснило вербальную сторону (дети «вызывают» Пиковую Даму, «лунных человечков» и пр.). Наряду с литературными образами (Пиковая Дама, Шерлок Холмс), встречаются заимствования целых сюжетов литературных произведений (например, страшилка «Золотая статуя» восходит к «Венере Илльской», 1837, П.Мериме). Из традиционного фольклора в страшилки проникли ведьма, Баба Яга, встающий мертвец, а также некоторые сюжеты быличек.

В страшилках используются эпические утроения, традиция благополучного конца. Хороший конец своеобразно проявляется в страшилке с выкрикиваемой последней фразой: «Отдай мое сердце!» (черный мертвец); «Мясо ела!» (женщина-вампир). Чем сильнее испуг, тем веселее можно над ним посмеяться. Персонажи страшилок распадаются на три группы: главный герой (обычно «девочка» или «мальчик»), его помощники и вредители. Цель вредителя сводится к похищению, убийству, поеданию жертвы. Выслеживает вредителя главный герой, а физически уничтожает помощник (милиция, Шерлок Холмс). Страшилки имеют только один полюс фантастического — злой, с которым связаны бесконечно разнообразные типы вредителей: сверхъестественные существа и предметы, нередко оборотни, коварно скрывающиеся под личиной привычных объектов (от пятна на стене до матери). Вредитель может иметь настораживающий внешний признак, чаще всего цвет, который фигурирует в названиях страшилок: «Черные шторы», «Красное пятно», «Синяя роза». Сквозь все страшилки проходит интуитивно выраженная идея двоемирия: мир реальный («дом») и мир фантастический («не-дом»). У младших детей оба мира выступают как объективная сущность, что типологически сближает рассказываемые ими страшилки с фольклорной быличкой. Дети 8-12 лет уже условно верят в чудесное, поэтому в их страшилки начинают обозначаться жанровые признаки сказок или усиливается игровой момент. У детей 13-15 лет наступает кризис категории чудесного, они приходят к отрицанию немотивированных ужасов, происходит разложение страшилок. Дети пытаются придумать материалистическую разгадку фантастической сущности вредителя (похищение с помощью гипноза, исчезновение кораблей в «черной дыре» океана), но особенно интенсивно разложение страшилок происходит путем создания многочисленных пародий на них, по форме близких анекдоту. С 1970-х широкую популярность приобрели «садистские стишки». В репертуар детей они включаются «в то время, когда происходит преодоление мифологического сознания детства» (Чередникова). «Садистские стишки» — это взрослый «черный юмор», усвоенный детьми. Фольклорные страшилки проникли как в детскую, так и во взрослую художественную литературу (произведения Вл.Маканина, Н.Садур, Л.Петрушевской, Э.Успенского).

Похожие слова: