Поиск:

Трагедия мести

Трагедия мести, кровавая трагедия это связана с трагедией Эсхила «Орестея» (458 до н.э.) о судьбе потомков царя Атрея, над которыми тяготеет проклятие за преступление их предка. В эпоху Возрождения существовали две традиции трагедии мести: испано-французская, связанная с именами Лопе де Веги, П.Кальдерона и П.Корнеля, в центре которой — конфликт между любовью и долгом (так называемый Кальдеронов принцип чести, представленный в его пьесе «Врач своей чести», 1635), и английская, восходящая к трагедиям ужасов и убийств Сенеки, ранним примером которой стала первая оригинальная английская трагедия «Горбодук» (1561) Т.Нортона и Т.Сэквилла о потомке короля Лира Горбодуке, повторяющем его безумный поступок: он при жизни делит свое королевство между двумя сыновьями Феррексом и Поррексом. Поррекс, чтобы захватить всю власть, убивает младшего брата Феррекса, любимца матери, которая в отместку закалывает спящего Порреска.

Образцом английской трагедии мести стала «Испанская трагедия» (1586) Т.Кида, в которой представлена сложная интрига и целая вереница жестоких убийств с грубыми подробностями. К трагедии мести относят также «Мальтийского еврея» (1589) К.Марло. Первой попыткой Шекспира в этом же жанре был «Тит Андроник» (1594), одна из самых кровавых пьес, написанная под влиянием трагедии Кида. Трагедия мести получает дальнейшее развитие в шекспировском «Гамлете» (1601) (Кид был автором первого несохранившегося «Гамлета», переработанного Шекспиром). Типичного злодея трагедии мести представляет собой Яго, хотя «Отелло» (1604) не является трагедией мести. Последними трагедиями мести, идущими от Кида, стали пьесы К.Тернера «Трагедия мстителя» (1607) и «Трагедия атеиста», где убийства и изнасилования идут бесконечной чередой, а в основе всего лежит мысль о порочности самой природы человека. Среди других трагедий мести — «Отмщение Бюсси д'Амбуа» (1607) Дж.Чапмена, «Белый дьявол» (1612) и «Герцогиня Мальфи» (1623) Дж.Уэбстера, которая, в частности, посвящена истории тайного брака овдовевшей герцогини Мальфи со своим управляющим и ее страшной 1084 смерти от рук братьев. В Новое время традиции трагедии мести продолжили П.Б.Шелли в драме «Ченчи» (1819), В.Гюго в «Эрнани» (1829) и «Рюи Блазе» (1838), Ф.Гарсия Лорка в «Кровавой свадьбе» (1933), А.Миллер в драме «Вид с моста» (1955), последняя — о сицилийской мести в современных условиях.

Словосочетание трагедия мести произошло от английского revenge tragedy.


Похожие слова: