Поиск:

Ультраизм


Ультраизм это литературное течение авангардистского типа, бытовавшее в 1920-е в поэзии Испании и Латинской Америки. Ультраизм заявил о себе в 1919 манифестом в мадридском журнале «Гресья» (1918-20). Вдохновителем нового течения был критик Р. Кансинос-Ассенс, требовавший полнейшего обновления искусства и признания всех без исключения тенденций, несущих в себе «жажду новизны». Обновленческий пафос ультраизма был обязан общеевропейской атмосфере художественных инноваций и прежде всего — футуризму, проводником которого и одним из основателей ультраизма был Р.Гомес де ла Серна. Во главе течения стояли также теоретик Г.де Торре, поэты Х.Диего, П.Гарфиас и присоединившийся к ним Х.Л.Борхес, прививший ультраизм литературам Латинской Америки. В становлении ультраизма принял участие и другой латиноамериканец — В.Уйдобро, основатель креасьонизма. Возникший в лоне литературного кружка, ультраизм обрел приверженцев, публиковавшихся в журналах «Гресья», «Сервантес», «Ультра», «Космополис», «Таблерос», «Альфар». Ультраисты требовали от поэзии прямого выражения вместо изображения, отказа от литературности и сентиментальности, использования чистой метафорики и «многолепестковой», развертывающейся образности — т.е. того, что констатировал как характернейшие признаки новейшей художественной жизни Х.Ортега-и-Гассет в «Дегуманизации искусства» (1925). «Ультраизм, пожалуй, одно из наиболее подходящих обозначений для нового типа восприимчивости», — писал Ортега-и-Гассет. Отказ от рифмы, пунктуации, упрощение синтаксиса и полиграфические опыты в подражание аполлинеровским «Каллиграммам» (1913-16, 1918) были непременными формальными признаками поэзии ультраизма. В этом стиле был выполнен «Вертикальный ультраистский манифест» (1920) Торре, ставший наиболее радикальной поэтической программой течения. История испанского ультраизма заканчивается в 1925, когда Торре подводит своего рода итог пройденного этапа публикацией книги «Авангард в европейских литературах».

Совсем иной характер носило бытование ультраизма в Аргентине, куда в 1921 возвращается Борхес. Предпосылки обновления художественной жизни были заложены здесь еще активной пропагандистской деятельностью Уйдобро, посетившего Буэнос-Айрес в 1916. Поэтому Борхес без труда сконденсировал эстетически диффузный испанский ультраизм в целенаправленную творческую программу. Его жестко сформулированные принципы были изложены им в статье «Ультраизм», появившейся в 1921 в газете «Носотрос». Много лет спустя он осудил собственный наивный максимализм, однако в 1920-е Борхес развернул в Аргентине целую ультраистскую битву, ареной которой вначале был настенный журнал «Присма» (всего два выпуска), на смену которому пришел «Проа» (1922-24). Особенность аргентинского ультраизма состояла в том, что кроме узко эстетических задач (культ метафоры) он включал в себя широкий спектр актуальных вопросов и в конечном счете был ориентирован на культурную самоидентификацию нации. Эту проблематику с наибольшей отчетливостью выразил журнал «Мартин Фьерро» (1924—27), названный именем легендарного гаучо. Испано-американский вариант ультраизма, в отличие от испанского, был преимущественно локальным явлением, сосредоточенным в художественной жизни Аргентины, если не одного Буэнос-Айреса — почему его участников иногда именуют «мартинфьерристами». Аргентинский ультраизм остался верен провозглашенным им принципам эстетической новизны и «современной тональности», но при этом акцентировал понятие всего «нашего»: «нашей фонетики, нашего видения, наших обычаев». Неудивительно, что поэзия Борхеса ультраистского периода проникнута стилистикой городских предместий, которая станет отличительной чертой его поэтики. Художественная практика аргентинского ультраизма оказывается диаметрально противоположной изначальным интенциям ультраизма испанского, стремившегося выбросить все «слишком человеческое» за пределы искусства, что и обусловило само название течения.

Слово ультраизм произошло от испанского ultraismo, латинского ultra, что в переводе означает — сверх.

Похожие слова: