Поиск:

Варшавский позитивизм


Варшавский позитивизм это укоренившееся в польском литературоведении название этапа польской литературы после подавления Польского восстания 1863-64 до 1890. Отвергая концепцию вооруженной борьбы за национальную независимость, либеральные польская буржуазия и интеллигенция выдвинули в конце 1860 — начале 70-х общественно-политическую программу, получившую название «Варшавский позитивизм», приспособив к местным условиям распространенную тогда в Западной Европе философию позитивизма. Появляются новые печатные органы — «молодая пресса». Наиболее радикальный — «Пшеглёнд Тыгоднёвы» («Еженедельное обозрение»), главным редактором которого был Адам Вислицкий, а активным автором — Александр Свентоховский (1849-1938), публицист, прозаик и драматург, явившийся вождем движения «молодых». В 1881 он основал журнал «Правда». Органы позитивистов пропагандировали западную философию — О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля. Польские позитивисты выдвинули лозунг «органического труда», призывавший все классы польского общества укреплять экономику страны, согласованно трудиться во имя общественного блага. Второй лозунг Варшавского позитивизма  — «работа у основ» — призывал шляхетскую и буржуазную интеллигенцию помогать народу, просвещать его, строить в деревне школы и больницы. В своей программе позитивисты видели единственную возможность существования Польши в условиях политического поражения.

Идеи Варшавского позитивизма оказали влияние на творчество многих видных писателей-реалистов того времени — Элизы Ожешко, Болеслава Пруса, Генрика Сенкевича, что особенно заметно в их произведениях раннего периода (60-70-х). В программе Варшавского позитивизма  их привлекали борьба с пережитками феодализма, критика шляхты, требование женской эмансипации, выступление против клерикализма, пропаганда достижений естествознания, научного и технического прогресса. Эстетика позитивистского утилитаризма сказалась в концепции так называемого «тенденциозного романа», создателем которой была Ожешко, опубликовавшая в год своего дебюта статью «Несколько слов о романе» (1866). Авторская идея или «тенденция» в произведении, по мысли писательницы, не вытекала из системы образов, а навязывалась читателю посредством авторского комментария. Эту концепцию поддержал и ведущий критик Варшавского позитивизма Петр Хмелевский. Польские романисты постепенно преодолели схематизм и «тенденциозность». 1880-е — это период расцвета польского реалистического романа (историческая «Трилогия», 1883-88, Сенкевича; «Над Неманом», 1887, Ожешко; «Кукла», 188789, Пруса).

Слово сочетание Варшавский позитивизм произошло от польского pozytywizm warszawski.

Похожие слова: