Поиск:

Великая польская эмиграция

Великая польская эмиграция это наименование значительной части польского общества, покинувшей Польшу после разгрома национально-освободительного восстания 1830-31 и осевшей главным образом во Франции (а также в Бельгии, Англии, Швейцарии, Германии, США и других странах). Несколько тысяч польских эмигрантов, представителей дворянского сословия (правительственные чиновники, депутаты парламента, военные, политические деятели, публицисты, писатели, поэты, художники) активно участвовали в политической, культурной, литературной жизни, не порывая связей с родиной и оказывая влияние на формирование польского национального самосознания. В течение двух десятилетий, в 1830-40е, в эмиграции происходит расцвет польской романтической культуры, связанный с тем, что здесь оказываются наиболее видные ее представители —Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Ц.К.Норвид, Юзеф Б.Залеский, Северин Гощиньский, Иоахим Лелевель, Мауриций Мохнацкий, здесь творит Фредерик Шопен. «Душа польского народа — это польские пилигримы», — писал Мицкевич в своих посвященных задачам «Великой полькой эмиграции» «Книгах польского народа и польского пилигримства» (1832), соединяя идею свободы с религиозной идеей и выражая общую веру эмигрантов в то, что именно они являются хранителями национального духа. Наличие двух центров — в эмиграции и на родине — определило внутренний динамизм литературы польского романтизма, развивавшейся в условиях национального гнета и отсутствия государственности. Драматические события польской истории, кроваво подавленные восстания, ссылки и эмиграция не могли не оставить следа в национальном менталитете.

Противостояние России символически осмыслялось как борьба света и тьмы, европейской цивилизации и азиатского варварства. Национальная трагедия, утрата государственной независимости в значительной степени обусловили проблематику творчества писателей-эмигрантов, идейную ангажированность, стремление выйти за рамки собственно литературы и стать пророками и духовными вождями нации. Существенную роль начинают играть религиозные и мистические искания, позволяющие видеть в страданиях и жертвах смысл и высшую ценность, которые приведут к искуплению и грядущему духовному возрождению; значительное влияние на умы современников (в том числе Мицкевича и Словацкого) оказывают мессианские идеи Анджея Товяньского. В политическом отношении эмиграция не была однородной, о чем свидетельствует существование различных направлений — демократического (Польское демократическое общество, 1832—62; Польский народ, 1835-46; Польский национальный комитет, 1831-32; «Молодая Польша», 1834-36 и др.) и либерально-консервативного (Отель Ламбер во главе с А.Е.Чарторыйским), отражающих идеологию различных печатных органов («Польское демократическое общество», 1832-33; «Прогресс», 1834; «Польский демократ», 1837-49,1851-63; «Пшонка», 1839-44; «Le Polonais», 1833-37; «Страна и эмиграция», 1835-43; «Национальный дневник», «Третье мая», 1839-48, «Польские ведомости», 1854-61). К независимым от политических группировок периодическим изданиям относились «Дневник польской эмиграции» (1832-33) и «Польский пилигрим» (1832-33), редактировавшийся Мицкевичем. Культурная активность «Великой полькой эмиграции» проявлялась также в деятельности различных обществ (историко-литературных, научных, религиозных и др.), образовательных инициативах (польский лицей, 1842-1900), книгоиздательстве и книготорговле. Традиции «Великой полькой эмиграции» были продолжены новой волной польской эмиграции, вызванной подавлением национально-освободительного восстания 1863.


Похожие слова: