Поиск:

Вкус

Вкус это субъективная способность человека к эстетическому восприятию и оценке явлений и предметов. Вкус постоянно проявляется в литературе и в литературной критике при оценке произведений. Понятие вкуса в значении эстетической категории одним из первых употребил испанский писатель и философ Б.Грасиани-Моралес в книге «Карманный оракул» (1647). Понятие «плохого и хорошего» вкуса использовал французский писатель Ж.де Лабрюйер в книге «Характеры» (1688. Гл. 11). Проблема вкуса широко обсуждалась в начале 18 века во Франции: «Письма о хорошем вкусе» (1708) аббата Бельгардта, «Речь о вкусе» (1713) Дю Трамбле. Статью «Вкус» пишет для своего «Философского словаря» (1764) Вольтер. «От слова «вкус», — указывает он, — в значении внешнее чувство, способность распознавать свойства пищи, на всех известных нам языках произошла метафора, где тем же словом «вкус» обозначено чувство красоты и погрешности во всех искусствах: такое распознавание свершается мгновенно, подобно тому как наш язык и нёбо тотчас различают на вкус отведываемую пищу; и тут и там распознавание опережает и самую мысль» (История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли.).

Категории вкус уделяет особое внимание в сочинении «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746) Ш.Баттё; специальный трактат «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства» (1757) пишет Монтескье; «Размышления о философских излишествах в области вкуса» (1757) публикует в «Энциклопедии» Д'Аламбер. Гельвеций в философском трактате «Об уме» (1757) замечает: «Под словом вкус не нужно понимать точное знание прекрасного, способного поразить народы всех времен и всех стран, но более частое знание того, что нравится обществу у данного народа». Проблеме вкуса, которая становится актуальной и для Италии, посвящает свое сочинение «Размышления о хорошем вкусе» (1708) Л.Муратори. В Англии о вкусе пишут А.Э.К.Шефтсбери, Ф.Хатчесон, Э.Бёрк, Д.Юм. Английский философ Э.Берк утверждал всеобщность эстетического вкуса. В лекции 1808 «Определение вкуса» С.Т.Колридж говорит о вкусе как посреднике между объективными явлениями и чувствами: «Это явственно ощущаемая аранжировка предметов, воспринимаемых вне нас, сосуществующая с определенной степенью удовольствия или неудовольствия, возникающих как результат этой аранжировки немедленно и непосредственно, что впрочем уже выражено словом—сосуществующая. Кстати, в этой дефиниции понятия вкуса уже заложено и определение самих изящных искусств, поскольку их назначение как раз и заключается в том, чтобы удовлетворить вкусу; иначе говоря, не просто присоединять чувство непосредственного удовольствия в нас самих к внешней аранжировке, но и объединять их, сливать их воедино».

В Германии учение о вкусе находит отражение в исследовании «Мысли о прекрасном и вкусе в живописи» (1762) Р.Менгса; получает разработку у И.Г.Зульцера во «Всеобщей теории изящных искусств» (1771—74); о конкретно-историческом разнообразии вкусов рассуждает в «Критических лесах» (1769) И.Г.Гердер; центральной категорией эстетики  выступает в «Критике способности суждения» (1790) Канта.

В России наиболее раннее употребление слова вкус в эстетическом смысле зафиксировано у В.К.Тредиаковского («Рассуждение о оде вообще», 1734). В 1801 А.Н.Радищев писал: «Ломоносов впечатлел россиянам примером своим вкус и разборчивость в выражении и в сочетании слов и речей» («Памятник дактилохореическому витязю...»). О вкусе в литературе размышляет Н.М.Карамзин в статье «Отчего в России мало авторских талантов?» (Вестник Европы. 1802. No 14). Особое значение понятие вкуса приобретает в полемике «архаистов» и карамзинистов, разгоревшейся после появления книги А.С.Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803); впоследствии оно становится одним из центральных в «эстетической критике». В марксистской критике вкус был приписан классовый характер.


Похожие слова: