Поиск:

Водевиль

Водевиль это название восходит к наименованию долины реки Вир, в Нормандии (Val de Vire), где в начале 15 века жил суконщик Оливье де Баслен, искусный слагатель сатирических песен. Возможно также происхождение от названия городской песни — voix de ville («городские голоса»). Водевиль — легкая комедийная пьеса с анекдотичным сюжетом, в которой диалог и драматическое действие, построенное на незамысловатой интриге, сочетаются с песнями-куплетами, музыкой, танцами. Первоначально песни водевилей не имели отношения к драматическому искусству. Лишь в первой половине 18 века французские писатели стали вставлять популярные песенки этого рода в свои одноактные пьески для ярмарочных театров (Л.Фюзелье, А.Р.Лесаж, Ж.Ф.Реньяр и др.). К середине 18 века стихотворная форма водевиля изменилась: песня превратилась в куплет, и во французской драматургии появились образцы комедии с завершением актов, в особенности последнего, небольшими песенками-куплетами. Финальные песни комедии П.О.Бомарше «Женитьба Фигаро» (1784) также называли водевиль. Так возникли «комедии водевиля» и «комедии, украшенные водевилями». Как самостоятельный вид драматургии водевиль сложился в период Французской революции. После издания Законодательным собранием декрета 1791 о свободе публичных зрелищ в Париже П.А.О.Пинс и П.И.Барс открыли в 1792 профессиональный Театр-водевиль для постановки пьес исключительно этого жанра, вслед за которым появились и другие водевильные театры — Театр Трубадуров, Театр Монтажье. Со временем водевиль, утратив сатирический пафос и превратившись в развлекательный жанр, стал разновидностью европейской комедиографии. Э.Скриб (1791-1861) канонизировал жанр во Франции и создал около 150 таких пьес. Основными темами Скриба были семейные добродетели и предприимчивость.

Водевиль в России

В России водевиль появился в первые десятилетия 19 века под влиянием французского, разделившись на два типа: оригинальный русский водевиль, вложивший в национальную французскую форму русское содержание, и переводной, полностью сохранивший традиции и основные темы европейского жанра. Первые образцы оригинального русского водевиля, создававшегося в 1812-30, принадлежат А.А.Шаховскому («Казак-стихотворец», пост. 1814, изд. 1815; «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», пост. 1814, изд. 1816; «Крестьяне, или Встреча незваных», пост. 1814, изд. 1815). В. писали также Н.И.Хмельницкий («Бабушкины попугаи», 1819; «Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра» 1821), А.И.Писарев («Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье», 1824; «Хлопотун, или Дело мастера боится», 1825). Развитие русского водевиля с 1830 продолжалось в двух направлениях. С одной стороны, появилось немало чисто развлекательных водевилей с типичным сюжетом и заурядностью образов; с другой — наметилось появление, отмеченных демократическими тенденциями. Среди авторов этого времени немало любителей-актеров и режиссеров. Некоторые водевили, созданные непрофессиональными драматургами 1830-40, заняли прочное место в комедийной литературе: «Лев Гурыч Синичкин» (пост. 1839, изд. 1840), «Жених нарасхват» (1840) Д.Т.Ленского; «Студент, корнет, артист и аферист» (1840), «Петербургские квартиры» (1840) Ф. А.Кони; «Шила в мешке не утаишь—девушки под замком не удержишь» (1841), «Актер» (1841) Н. А.Некрасова; «Булочная» (1841), «Чудак-покойник» (1842) П.А.Каратыгина; «Дочь русского актера» (1844), «Складчина на ложу в итальянскую оперу» (1843) П.И.Гришрьева. Действующими лицами этих водевилей были помещики, купцы, чиновники, дворяне-меценаты, продажные политики. При этом поздний классический водевиль сблизился с серьезной бытовой комедией и комедией характеров, что привело к разрастанию прозаического текста за счет стихотворного и к освобождению куплета от драматических функций. Водевиль все больше терял жанровые черты. Во второй половине 19 века водевиль почти полностью исчез из репертуара русского театра. Особняком стояли одноактные пьесы А.П.Чехова («О вреде табака», 1886; «Медведь», 1888; «Предложение», 1888; «Юбилей», 1892; «Свадьба», 1890 и др.), развивающие традиции русского водевиля. Элементы водевильного построения сюжета (парадоксальность, стремительность действия, внезапность развязки) встречались в сатирических миниатюрах Л.Андреева, В.Катаева и др.

Слово водевиль произошло от французского vaudeville.


Похожие слова: