Поиск:

Вольная философская ассоциация


«Вольная философская ассоциация» «Вольфила» это организация писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1919-24 в Петрограде — Ленинграде и ставившая своей целью «исследования разработку в духе философии вопросов культурного творчества, а также распространение в народных массах философски углубленного отношения к этим волосам. Инициаторами создания «вольной философской ассоциации», замысел который обсуждался в Петрограде уже в марте — апреле 1918, были Р.В.Иванов-Разумник и члены литературной группы «Скифы». Программа будущего общества основывалась на положении о том, что революция «открывает перед Россией и перед всем миром новые широкие и всеобъемлющие перспективы культурного творчества», «мечта о соборном строительстве единого здания мировой культуры может, наконец, осуществиться и должна принять характер конкретной организационной попытки». Под этим первым манифестом «вольной философской ассоциации» стояли подписи А.А.Блока, Иванова-Разумника, А.З.Штейнберга и К.Эрберга (К.А.Сюннерберга), работавших в то время в ТЕО Наркомпроса. Круг идей, намеченный в «Объяснительной записке», развил Блок в статье «Крушение гуманизма» (1919), с чтения и обсуждения которой и началась работа ассоциации. Сам документ послужил основой для последующего устава.

Учредительное собрание «вольной философской ассоциации» состоялось 25 января 1919 в Царском Селе на квартире Иванова-Разумника. Присутствовавшие здесь Блок, А.Белый, Иванов-Разумник, Б.А.Кушнер, В.Э.Мейерхольд, К.С.Петров-Водкин, Штейнберг и Сюннерберг стали членами-учредителями объединения. В учредители были записаны также отсутствовавшие Е.Г.Лундберг, Л.И.Шестов и А.М.Авраамов. Первое заседание планировалось провести в феврале 1919, на нем было намечено заслушать доклад Блока «Катилина — эпизод из истории мировой революции». Однако арест 13-15 февраля Иванова-Разумника, Блока, А.М.Ремизова и Е.И.Замятина (под предлогом их участия в заговоре левых эсеров) на полгода отсрочил начало работы ассоциации. В сентябре 1919 «вольная философская ассоциации» была разрешена как организация, подчиненная Петроградскому отделению Главнауки и получавшая субсидию от государства. Председателем ее был избран А.Белый, товарищем председателя — Иванов-Разумник. Активное участие в организационной работе принимали Сюннерберг, Штейнберг, позднее Д.М.Пинес. Первое открытое заседание состоялось 16 ноября 1919, на нем Блок прочел доклад «Крушение гуманизма»; докладу предшествовали краткие сообщения Иванова-Разумника, Сюннерберга и Штейнберга о задачах и организационных принципах ассоциации. Дальнейшие заседания, на которых обсуждались вопросы кризиса современной европейской культуры, развивали положения, намеченные выступлением Блока: доклады Иванова-Разумника «Эллин и скиф» (23 ноября 1919), «Три искушения (Христианство и социализм)» (1 февраля 1920), «Скиф в Европе» (23 февраля 1920), Белого «Кризис культуры» (21 декабря 1919 читался в отсутствии автора).

Работа «вольной философской ассоциации» в соответствии с Уставом подразделялась на научно-теоретическую и просветительскую. Оба направления предполагали проведение лекций, собеседований, диспутов, публичные чтения докладов с их последующим обсуждением. «Вольная философская ассоциация» практиковала работу в кружках: Иванов-Разумник руководил кружками «Критическая история литературы XIX века» и «Философия культуры», О.Д.Форш и А.Л.Векслер — «Творчество слова», Векслер — «Введение в теорию литературы», Н.Е.Фельтен — «Изучение Толстого». В конце 1921 при ассоциации появились кружки по изучению творчества А.А.Блока и В.В.Розанова. В 1921 «вольная философская ассоциация» была разбита на отделы, что упорядочило ее работу. Отделы философии, культуры и литературы возглавлял Иванов-Разумник. Специальные заседания посвящались юбилеям писателей, ученых, общественных и политических деятелей. Отмечались юбилеи Ф.М.Достоевского и Данте. Ежегодно несколько открытых заседаний посвящалось памяти Блока. Стенограмма первого такого вечера (28 августа 1921), на котором выступили Белый, Иванов-Разумник, Штейнберг, стала единственным увидевшим свет изданием, подготовленным ассоциацией.

Большинство «вольфильцев» (действительных членов и членов-соревнователей) составляла молодежь. В состав ассоциации входили почти все будущие «Серапионовы братья» (М.М.Зощенко, Л.Н.Лунц, И.А.Груздев, Н.Н.Никитин). В заседаниях принимали участие опоязовцы В.Б.Шкловский, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум. Вскоре к ассоциации примкнули бывшие участники Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге Н.О.Лосский, С.А.Аскольдов-Алексеев, А.А.Мейер, Л.П.Карсавин, Э.Л.Радлов. Деятельным членом «вольной философской ассоциации» был ее председатель Белый (во время своего пребывания в Петрограде в феврале — июле 1920 и в апреле — сентябре 1921). За этот период им были прочитаны курсы лекций «Культура мысли» (9 лекций, 9-30 марта 1920) и «Антропософия как путь познания» (9 лекций, 15 мая — 20 июня 1920). Белый регулярно председательствовал на заседаниях, участвовал в прениях, выступал с докладами. С целью расширения своего влияния в 1921 «вольная философская ассоциация» попыталась открыть ряд филиалов. В сентябре было создано Московское отделение с ярко выраженной антропософской направленностью (в него вошли активные члены Антропософского общества М.П.Столяров, В.О.Нилендер, А.С.Петровский, Я.И.Новомирский). Председателем был избран Белый, помощником председателя — Столяров.

В конце того же 1921 была предпринята неудачная попытка создания Берлинского филиала ассоциации под председательством Л.Шестова. Открытая деятельность «вольной философской ассоциации» прекратилась в мае 1924.

Похожие слова: