Поиск:

Заговор

Заговор это распространенные у всех народов фольклорные произведения магического характера, произносимые с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. Мифологи видели в заговоре древние мифы молитвы, обращенные к языческим божествам; неомифологи рассматривают заговор как источник реконструкции мифо-поэтического мира (с мифами их сближает отождествление природного и человеческого, обращение к природным стихиям, космическим объектам, мифическим существам). Заговоры упоминаются в письменных документах Руси с 11 века. Впоследствии на их со держание и словесное оформление оказала влияние легендарно-апокрифическая и церковная литература. Язык заговоров причудливо сочетает народную и церковно-книжную речь. Как составная часть колдовства заговоры синкретичны. Их произнесение сопровождалось действиями с водой, огнем, различными предметами, крестным знамением.

Ритуальность исполнения заговоров требовала определенного времени и места (на утренней или вечерней заре, в полночь, в Великий Четверг, у реки, у куриного насеста, в печи). Важный признак заговора — вера в магическую силу слова, что отразили их народные названия «заговор», «наговор», «шептание», «слово», «молитва». Нехитрыми заговорами от ушиба, пореза, чирия владел каждый человек, однако еще А.Н.Афанасьев подчерки вал, что заговоры — это «предмет тайного ведения знахарей, колдунов, лекарек и ворожеек... Они непригодны для забавы и, как памятники вещего, чародейного слова, вмещают в себе страшную силу, которую не следует пытать без крайней нужды; иначе наживешь беду». Заговоры использовали эпитеты, сравнения, символы. Предполагается, что формульная природа заговоров восходит к песенному магическому синкретизму, поэтому в них развита ритмика, возникают рифмы, аллитерации, ассонансы. Несмотря на утилитарную направленность, многие заговоры являли собой образцы высокого поэтического искусства. Любовные заговоры А.А.Блок назвал поэзией «любовной тоски».


Похожие слова: