Поиск:

Жанр

Жанр это тип словесно-художественного произведения, а именно:

  1. Реально существующая в истории национальной литературы или ряда литератур и обозначенная тем или иным традиционным термином разновидность произведений (эпопея, роман, повесть, новелла в эпике; комедия, трагедия и др. в области драмы; ода, элегия, баллада и пр. — в лирике)
  2. «Идеальный» тип или логически сконструированная модель конкретного литературного произведения, которые могут быть рассмотрены в качестве его инварианта (это значение термина присутствует в любом определении того или иного жанра литературы).

Поэтому характеристика структуры жанра в данный исторический момент; то есть в аспекте синхронии, должна сочетаться с освещением его в диахронической перспективе. Именно таков, например, подход М.М.Бахтина к проблеме жанровой структуры романов Достоевского. Важнейший поворотный момент истории литературы — смена жанров канонических, структуры которых восходят к определенным «вечным» образам, и неканонических, то есть не строящихся как воспроизведение готовых, уже существующих типов художественного целого. Два эти вида жанровых структур сосуществуют в течение многих веков (главным неканоническим жанром считается роман, историю которого принято начинать с эллинизма), но до 18 в. доминируют в литературе именно канонические жанры. Поскольку декларации об отказе от «правил» поэтики характерны для эпохи романтизма, то именно с нее обычно начинают отсчет периода, в который жанр — как устойчивая, постоянно воспроизводимая система признаков произведения — как будто перестает существовать.

Литературоведение оказывается перед необходимостью либо вообще не считать структуры, впервые формирующиеся или выходящие на авансцену литературы после 18 в., жанрами (таков тезис Ю.Н.Тынянова: «Исторический роман Толстого не соотнесен с историческим романом Загоскина, а соотносится с современной ему прозой» — «О литературной эволюции», 1927), либо найти иные адекватные им научные понятия и методы. Отсюда методологический парадокс, сформулированный Г.Мюллером: «Дилемма каждой истории литературного жанра основана на том, что мы не можем решить, какие произведения к нему относятся, не зная, что является жанровой сущностью, а одновременно не можем также знать, что составляет эту сущность, не зная, относится ли то или иное произведение к данному жанру». В действительности этот логический круг разрывается, вопервых, благодаря существованию жанрового канона. Вовторых, устойчивые признаки неканонических жанровых структур могут быть определены с помощью их соотнесения с ведущей структурной особенностью романа — принципиальным для него несовпадением героя как субъекта изображения с его сюжетной ролью. Так, на основе этой особенности — и под несомненным прямым влиянием романа — возникает и развивается «Внутреннее действие» в неканоническом жанре драмы.

В истории разработки понятия жанра можно выделить несколько парадигм, сложившихся вначале как формы литературного самосознания, а затем создающих (иногда — в течение ряда веков) целые направления в поэтике и кристаллизующихся в определенные научные концепции. Вопервых, жанр предстает в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует. От поэтик и риторик древности и Средневековья такой подход перешел в научное изучение канонических жанров (А.Н.Веселовский, Тынянов). Вовторых, в жанре видят запечатление либо риторически-общего, либо индивидуально-авторской картины мира. Такое понимание переходит от критики и эстетики эпохи предромантизма и романтизма к мифопоэтике 20 в., а также в концепцию жанра как «содержательной формы», приводя в иных случаях к разграничению «жанрового содержания» и «жанровой формы» (Г.Н.Поспелов). Втретьих, на почве теории трагедии от Аристотеля до Ф.Ницше формируется представление об особом аспекте структуры художественного произведения — границе между эстетической реальностью и внеэстетической действи тельностью, в которой находится читательзритель, и специфическом пространствевремени взаимодействия двух миров. И.В.Гёте распространил идею эстетической границы на поэтические произведения других литературных родов, предложив обозначить ее термином «завершение». В России эта традиция через эстетику символизма перешла в «психологию искусства» Л.С.Выготского (идеи «эстетической катастрофы» и «уничтожения содержания формой») и в концепцию «зоны построения образа» как важнейшего аспекта художественного целого у М.М.Бахтина. Выдвигая идею «двоякой ориентации жанра» — в «тематической действительности» и в действительности читателя, Бахтин в одном случае акцентирует «сложную систему средств и способов понимающего овладения действительностью»; в другом — «непосредственную ориентацию слова как факта, точнее — как исторического свершения в окружающей действительности». Оба аспекта объединяются установкой на завершение: «Каждый жанр — особый тип строить и завершать целое». Каждый из трех выделяемых ученым аспектов жанровой структуры содержит и позволяет увидеть всю целостность произведения, но взятую в одном из своих важнейших ракурсов.

Слово жанр произошло от французского genre, что в переводе означает — род, вид.


Похожие слова: