Битники

Битники это движение в американской культуре 1950-х, близкое неоавангардизму (см. Авангардизм). Широко затронуло молодое поколение, вступившее в жизнь вскоре по окончании «холодной войны», приобрело характер доктрины, определявшей духовные ориентиры и социальное поведение, ярко окрашенное бунтарством против конформизма «молчаливого большинства» и вульгарной меркантильности, восторжествовавшей в «массовом обществе». Идеалом битников стали естественность и бескорыстие, раскрепощающие творческие силы личности. Свои идеи движение черпало в философии и этике дзенбуддизма, противопоставленного плоской рационалистичности типично американских жизненных установлений, в наследии романтиков (У.Уитмен, Г.Торо) и авангардистов, отвергших практицизм, бездушие и лицемерие американского социума (Г.Миллер). Коммуны битников и хиппи (особенно в Калифорнии) стали питательной средой импровизационной по характеру поэтической и музыкальной культуры, которая заявила о своем неприятии академизма в любых его проявлениях (восходящая к Т.С.Элиоту доктрина вне-личностной поэзии, канонизированная эстетика «простой, честной прозы» Э.Хемингуэя). Считая творчество прежде всего бескомпромиссно искренним исповеданием, битники насаждали субъективизм восприятия и воссоздания мира. В их поэзии (А.Гинсберг, Л.Ферлингетги) проповедь ничем не стесняемой индивидуальной свободы и бегства от уродливой цивилизации сочетается с ярким урбанизмом и темой ужаса перед угрозой атомной катастрофы на планете.

Это будет вам интересно:  Пролеткульт

Верлибр оказывается способом достоверного изображения хаоса действительности, который скрыт за ее мнимой рациональной упорядоченностью. Проза битников, манифестом которых явилась книга Дж.Керуака «На дороге» (1957), отмечена активным разрушением канонов формы и смешением жанровых характеристик. Новеллы-миниатюры соединяются с автобиографическими фрагментами, лирическими зарисовками, стихотворениями в прозе. Этому коллажу придает целостность повествователь, молодой «бунтарь», бесцельно бредущий по дороге жизни. Его фигура воплощает характерные черты мирочувствования битников: страх перед участью безликого обывателя, отвращение к мещанству, этическое своеволие, поверхностный мистицизм. Эклектичность идей и творческих устремлений битников, свойственный им анархический дух предопределили недолговечность движения, исчерпавшего себя к середине 1960х.

Слово битники произошло от английского beat generation, что в переводе означает — разбитое поколение.

Это будет вам интересно:  Неоромантизм
Литературный портал