Фронтир

Фронтир это западная граница территории США, которая осваивалась компактно проживавшими на ней жителями. В начале 18 века фронтир проходил примерно в 100 километрах от Атлантического побережья, в дальнейшем постепенно перемещался на запад к Тихоокеанскому побережью. Завершение освоения фронтира относят к 1890-м. Фронтир представлял своеобразное «пограничье», территорию между «цивилизацией» и «девственной природой». Для фронтира были характерны отсутствие законов, культ силы, авантюризм, суровые условия быта, столкновения с индейцами. Фенимор Купер взял эпиграфом к роману «Пионеры» (1823) строки из поэмы Дж.Полдинга «Лесной житель» (1818), в которой жители фронтира характеризуются как люди «самых разных привычек, нравов, эпох и местностей». Оказавшись вместе, они являют зрелище, исполненное таких контрастов, каких «не знала ни одна страна и ни один век». Граница вызвала к жизни социально-психологический тип первопроходца, пионера. Это способствовало формированию таких качеств, как свободолюбие, оптимизм, вера в свои силы, в перспективы быстрого обогащения. Фольклор фронтира, поначалу бытовавший в устной форме, позднее проник на страницы периодических изданий. Он способствовал формированию существенных национальных особенностей литературы США: жанра баллады, приема устного рассказа, а также местного колорита. Среди комических персонажей фольклора доминировало несколько главных типов: доморощенный философ; янки, ловкий, изворотливый, продувная бестия; хвастун из пограничной глухомани; менестрель, белый, загримированный под черного, исполнитель негритянских мелодий, песен, шуток. Особой популярностью на фронтире пользовался хвастовской юмор, в основе которого — прием невероятных преувеличений, гротеска, карикатуры. Это наложило отпечаток на американский юмор, отличающийся резкостью ситуаций, построенных на контрасте, и абсурдностью преувеличений с ярко выраженным пародийным началом. Народная фантазия фронтирсменов вызвала к жизни ряд колоритных фольклорных персонажей, часто имевших реальные прототипы. Джим Бриджер, известный первопроходец и торговец мехами, сделался легендарным героем, великаном-охотником. Персонажем многих легенд, бытовавших среди лесорубов в районе Великих Озер, был Поль Беньян, гигант-лесоруб, совершивший немало сказочных деяний, сотворивший Большой каньон и Ниагарский водопад. Другой фольклорный персонаж Крокетт, любимый в Теннесси и Техасе, восходит к реальному лицу Дэви Крокетту. Легендарный Крокетт помогает охлажденному солнцу подняться над горизонтом, для чего смазывает медвежьим жиром земную ось; мощь былинного богатыря сочетается у него со знанием законов механики. Фронтирсмен Даниэл Бун (1734-1820), участник борьбы за освоение Дикого Запада, охотник, строитель дорог, воевавший с индейцами, и также ставший фольклорным героем, считается одним из прототипов образа Натти Бумпо в пенталогии Купера.

Это будет вам интересно:  Чёрная эстетика

Тема фронтира представлена у многих писателей. Среди них М.Г.Ж.де Кревкер («Письма американского фермера», 1782); В.Ирвинг («Поездка в прерии», 1835; «Астория», 1836); Купер (пенталогия о Кожаном Чулке, 1823-41); О. Лонгстрит («Картинки Джорджии», 1835); Э.Эгглстон («Разъездной проповедник», 1874); Ф.Брет Гарт («Калифорнийские рассказы», 1857-71); Х.Миллер (сборники стихов «Тихоокеанские стихи», 1870; «Песни Сьерры», 1871; повесть «Жизнь среди Модоков», 1873; пьеса «Данита из Сьерры», 1877); Х.Гарленд («Главные проезжие дороги», 1891; автобиографическая тетралогия о Среднем западе, 1917-28); Э.У.Хоу («История провинциального города», 1883); Э.Л.Мастере («Антология Спун-Ривер», 1915) и др. Характерной фигурой для эпохи освоения Запада был У.Уитмен (поэма «Пионеры, о пионеры», 1865, утверждающая «миф о Западе», славящая «юношей и дочерей Запада»). В книге «Налегке» (1872) Марк Твен органически воспринял поэтику фронтирского фольклора, самобытность его юмора. Тема фронтира получила яркое художественное воплощение в романах Уиллы Кэсер «О, пионеры!» (1913), «Песнь жаворонка» (1915), «Моя Антония» (1918), «Погибшая леди» (1923), запечатлевшая фермерскую утопию западной «границы», а также в романе С.Льюиса «Богоискатель» (1949).

Специфический материал, связанный с бытом фронтира, — борьба ковбоев и шерифов с индейцами, — вызвал к жизни новую жанровую разновидность романа — вестерны, получившие широкое распространение в США. У истоков этой жанровой разновидности стоит Оуэн Уистер (1860-1938), автор романа «Виргинец» (1902). Активно работали в жанре вестерна также Нед Бантлайн («Скауты прерий», 1873), Зейн Грей, Л.Шорт. Позднее получили развитие вестерны, построенные на историческом материале: таков роман А.Б.Гатри «Путь на Запад» (1949) о переходе каравана переселенцев из Миссури в Орегон в 1846. Некоторые романы о фронтире послужили основой сценариев для Голливуда, где сложился жанр кинематографического вестерна, темой которого было освоение Дикого Запада. Его истоком считается фильм Э.С.Портера «Большое ограбление поезда» (1903).

Это будет вам интересно:  Традиция благопристойности

Слово фронтир произошло от английского frontier, что в переводе означает — граница.

Загрузка ...
Путь к осознанности
Adblock
detector