Гнома

Гнома
Гнома

Гнома это афористический жанр; краткое образное изречение, сентенция, преимущественно философского, нравоучительного содержания, изложенное в стихе или ритмической прозе.

В современной литературе гнома представляет собой лаконичное стихотворение, содержащее краткие, запоминающиеся высказывания философского или моралистического характера – пословицы, афоризмы, максимы. Термин «гнома» впервые применён в VI в. до н. э. в древнегреческой поэзии и практиковался в средневековой восточной и европейской литературе. Гнома, как правило, принимает напутственную («Говори к месту»; Биант) или утвердительную форму («Всему своё время»; Питтак).

Гнома относится к философской литературе, которая выражает общие истины, этические принципы и практические советы о жизни. Гномическая поэзия включает религиозные и светские темы, от моральных афоризмов до высказываний о социальных отношениях.

Происхождение

Книга притчей Соломоновых
Книга притчей Соломоновых

Гномы встречаются в литературе разных культур. Жанр кратких афористических высказываний имеет библейские корни. Ранние примеры гном содержатся в Книге Притчей Соломоновых в Ветхом Завете («Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых»; 4:14).

Гномы появились в Древней Греции как краткие высказывания, содержащие житейскую мудрость. Изначально гнома использовалась в Древней Греции как завершающая фраза в трагедии («Один совет сильнее многих рук»; Эврипид). Затем гномы начали вводиться в античные стихи для улучшения их запоминания. Такая поэзия называлась гномической. Афористические изречения использовались в лирике и эпосе, однако преобладали в элегической поэзии и составлялись преимущественно в форме элегического дистиха (двустишия) или гекзаметра.

Гнома и хрия

Гнома также использовалась в качестве поучения в хрии (рассуждении): например, «Диоген, увидев мальчика, который чинил безрассудство, ударил его дядю, произнеся: «Вот как ты его воспитываешь!». Но позднее гнома получила самостоятельное значение, утратив поучительный характер. Если в византийском учебнике по риторике греческого ритора и грамматика Феона Александрийского (I-II вв.), который опирался на античную традицию, гнома представляла собой часть хрии, то в сборниках образцовых риторических упражнений (прогимнасмы) греческого историка и оратора Гермогена Тарсийского она составляла отдельную прогимнасму наряду с байкой, рассказом, хрией, похвалой и пр.

Древнегреческая гномическая поэзия

Гномическая поэзия Древней Греции часто ассоциируется с поэтами VI в. до н. э. Солоном, Семонидом и элегическими дистихами Феогнида, Фокилида. Их афоризмы собраны в антологии, называемой гномологией, и использовались для изучения риторики. Знаменитая гномология составлена византийским писателем-компилятором Иоанном Стобаем в V веке, такого рода коллекции оставались популярными в Средние века.

Ксенофан Колофонский
Ксенофан Колофонский

В ранней греческой литературе гномы применялись в поэзии и прозе. Авторами гном являлись знаменитые древнегреческие поэты – Феогнид, Солон, Фокилид, Демодок, Семонид Аморгский, Ксенофан, Эвен Паросский, Эзоп, Архилох, Софокл, Пиндар и др. Гномические произведения собраны в IV веке оратором Лобоном Аргосским, но эта коллекция не сохранилась до нашего времени. «Труды и дни» Гесиода считается одной из первых работ этого жанра. Со временем дидактическая поэзия вытеснила гномическую.

Гномическая поэзия получила особое выражение в творчестве «Семи мудрецов» – древнегреческих государственных деятелей, законодателей и философов VII-VI вв. до н. э., которые излагали мысли в лаконичных образных выражениях (гномах). Список «Семи мудрецов» варьируется в разных источниках, однако в списке, котором указал Платон в диалоге «Протагор» (IV в. до н. э.), упоминаются имена: Фалес, Питтак, Солон, Биант, Клеобул, Мисон, Хилон.

Примеры гномы:

Познай самого себя (Фалес Милетский).
Ничего сверх меры (Солон Афинский).

Известна легенда о том, что эти гномы были признаны лучшими изречениями на встрече семи мудрецов в Дельфах и высечены на стене Дельфийского храма как советы бога Аполлона.

Распространение гномы

М. Ю. Лермонтов
М. Ю. Лермонтов

Древние гномы считаются источником мудрости и морали. В подражание греческим поэтам-гномистам VI в. до н. э. краткие остроумные высказывания создавались в эпоху Средневековья и позднейшее время. Гномы распространены главным образом в восточной литературе (древнееврейской, персидской, арабской, индийской, китайской), а также в европейской (Ф. де Ларошфуко – Франция.; Ф. Логау, А. Силезиус, И. В. Гёте – Германия), русской (М. Д. Деларю, М. Ю. Лермонтов).

Гномой также считаются разновидности двустишия или катрена (например, рубаи), которые аккумулируют афористическое выражение философского содержания и художественного обобщения. Типологически близкие к гноме другие поэтические формы – лирическая эпиграмма, миниатюра, афоризм, а также афористический жанр «максима» и др. Фольклорные аналоги гномы – пословица, поговорка.

Слово гнома произошло от греческого gnome, что в переводе означает мысль, мнение.

111
Рейтинг: 5/5. Из 0 голосов.
Please wait...