Кода

Кода
Кода

Кода это дополнительная строка (или строки) сверх каноническое количество строк в твёрдых строфических формах; заключительная часть сложной строфы, например, две последних строки октавы или онегинской строфы.

Строение

Кода представляет собой введение дополнительных строк в конце твёрдых поэтических форм, что приводит к удлинению стиха, например, сверх 14-ти строк в сонете, сверх 8-ми в триолете. Кода используется в виде как одиночного стиха, так и строфических форм.

Кода отличается от основной части стиха, например, количеством стоп или рифмами. К примеру, в балладе немецкого поэта И. В. Гёте «Коринфская невеста» 7-строчная строфа содержит различные по длине стихи (5-я и 6-строки – пятисложные, остальные – девятисложные).

Кода также используется в астрофических построениях, где подчеркивается графическим выделением, иным шрифтом и другими средствами.

Содержание

По содержанию кода большей частью – вывод-афоризм, пуант. В этом представлении она близка к музыкальному значению термина: заключительный раздел, который завершает произведение, обобщая его содержание.

Происхождение

Кода восходит к античной традиции добавления метрически обособленных частей в конце лирических стихов. Например, эпод замыкает две части трёхчастной строфы (строфа-антистрофа-эпод) в древнегреческой хоровой песни.

В средневековой итальянской поэзии (XIII-XV вв.) термином «кода» зачастую обозначался один или несколько терцетов (трёхстиший), которые прибавлялись к строфам твердых поэтических форм (сонет, рондо, терцины). Как правило, первая строка коды состояла из 7-ми стоп и связывалась рифмой с последней строкой традиционной части стиха, остальные строки – 11-стопные – рифмовались между собой, не соответствуя рифмам основной части стиха. Кодой дополнялись преимущественно комические сонеты. Ранние коды встречаются в сборнике произведений Д. Алигьери «Новая жизнь» (1295 г.). В русской классической поэзии кода нашла отражение в творчестве поэта В. Я. Брюсова.

Пример коды

Коду представляет собой дополнительная, заключительная строка сонета В. Я. Брюсова «Цветы роняют робко лепестки…» (1918 г.):
«…Чу! осыпается коронка за коронкой…»

Кода в музыке и в балете

Понятие коды употребляется в музыке и балете, где оно также имеет обобщающий характер:

  • кода в музыке – дополнительная часть в конце музыкального произведения, в которой происходит утверждение и окончательное закрепление его тональности и основных тем. Следует за полным кадансом;
  • кода в балете – заключительная часть танцев, часто виртуозных, которая начинается после вариации.

Кода, финал, ритурнель

Не стоит смешивать коду с финалом музыкального произведения или танца, поскольку, это не тождественные понятия. Если финал – итог, окончательная часть произведения, то кода – завершающий раздел его части. Иногда кодой выступает ритурнель, при его повторе в начале и в конце произведения.
В широком понимании кода сопоставляется с послесловием.

Слово кода произошло от итальянского coda, что в переводе означает дополнение, окончание (от лат. cauda – хвост, конец).

Рейтинг: 5/5. Из 0 голосов.
Please wait...