Метафора

Метафора это наиболее распространенный троп, основанный на принципе сходства, аналогии, реже — контраста явлений; часто используется в обиходной речи. Искусство слова для оживления стиля и активизации восприятия использует метафоры оригинальные, иногда понятные только в контексте, хотя и «обиходные» метафоры, нередко автоматически, попадают в литературные произведения. Х.Ортегаи-Гассет в статье «Две великие метафоры» (1925) охарактеризовал метафору не просто как средство выражения, но и как важное орудие мышления, а в «Дегуманизации искусства» (1925) акцентировал ее «маскировочную» функцию — функцию подмены, табуирования предмета. Гораздо шире смотрели на роль метафоры в языке, мышлении и искусстве русские филологи. А.Н.Веселовский заметил, что когда-то каждое слово было метафорой, которая односторонне образно выражала казавшиеся наиболее характерными и важными свойства объекта. О.М.Фрейденберг писала о бескачественности представлений, полисемантизме, смысловом тождестве мифологических образов. «Свойство» предмета мыслилось живым существом, двойником этого предмета. «Переход от мифа к поэзии совершается в сознании в форме перемены познавательной функции образа… В нем больше нет предпосылок для тождества образа и метафоры, то есть значимости и ее выражения. Образ перестает значить то, что выражает… Более того. Он начинает именно не значить того, о чем говорит… Выражение образа, метафора становится только подобием конкретного значения образа… Поэтическая метафора имеет непременно понятийную сущность. Она требует отвлечения и отбора признаков двух разнородных явлений, объединения и отсортировки этих признаков, она строит понятие… Поэтическая метафора — это образ в функции понятия» (Фрейденберг О. Происховдение греческой лирики).

Это будет вам интересно:  Эмфаза

Греческая метафора еще не троп, поскольку отвлеченное, понятийное значение образа должно быть непременно тождественно его конкретной, мифологической семантике. Постепенно их связь становится условной, символической. Медиевисты — В.П.Адрианова-Перетц, Д.С.Лихачев — писали о метафоре-символе, существующем в более широком контексте, чем словосочетание, вплоть до контекста всего произведения. Метафоры-символы широко употреблялись и в поэзии 19 века: «огонь» в зависимости от контекста означал любовь, страсть, стремление к свободе, духовную деятельность, творческое воодушевление. Но на уровне собственно речевом после Средневековья метафора-символ сменилась метафорой по сходству. При этом внешнее, «зрительное» сходство явлений, как правило, невелико. Традиционно метафоры делятся на олицетворяющие («недремлющий брегет» Онегина) и овеществляющие («хребты веков» в поэме В.Маяковского «Во весь голос», 1930; «каменное слово» в «Реквиеме», 1935-40, А.Ахматовой), но это очень условное разделение. Метафора бывает простой и развернутой. Иногда ими называют всякое иносказание, в т.ч. охватывающее очень пространный текст. Метафора тяготеет к поэзии, в то время как метонимия — к прозе. Отмечается главенство метафоры в романтизме и символизме и метонимии в реализме (Р.О.Якобсон).

Это будет вам интересно:  Аналогия

Слово метафора произошло от греческого metaphora, что в переводе означает — перенос.

Путь к осознанности
Adblock
detector