Озёрная школа, лейкисты

«Озёрная школа», лейкисты это группа английских поэтов-романтиков, чье идейное и творческое содружество сложилось в конце 18 — начале 19 века на Северо-Западе Англии, в Озерном крае; включала У.Вордсворта, С.Т.Колриджа, Р.Саути; иногда к «Озерной школе» относят также Т.Де Квинси и Дж.Вильсона. Название «Озерная школа» было изобретено журналистом Ф.Джеффри много лет спустя после распада их творческого союза: в журнале «Эдинбургское обозрение» (1802. No 1) он издевательски провозгласил рождение «новой школы», которую он же в 1807 прочно связал с Камберлэндскими озерами; выражение «Lake school» было им впервые употреблено лишь в 1817. Термин «Озерная школа» имел в сознании современников негативные коннотации (в посвящении к «Дон Жуану», 1817, Байрон иронически отзывается обо «всех лейкистах») и никогда не использовался самими участниками школы. Расцвет «Озерной школы» относится к 1797-98, когда Вордсворт и Колридж выработали новое романтическое представление о поэзии как «способности возбудить читательский интерес, прилежно следуя законам природы, и умения придать вещам характер новизны с помощью широкой палитры воображения» (Литературные манифесты западноевропейских романтиков) и создали сборник «Лирические баллады» (1798; основная часть написана Вордсвортом; Колридж написал четыре стихотворения и поэму «Сказание о старом мореходе»). Объявив войну поэтам-классицистам второй половины 18 века, эпигонам А.Поупа, поэты «Озерной школы» провозгласили своими учителями Э.Спенсера, У.Шекспира, Дж.Милтона, Т.Чаттертона, безвестных авторов старинных баллад. Предшественником поэтов «Озерной школы» был У.Блейк.

Это будет вам интересно:  Кёльнские теологи

Основные жанры — баллады и поэмы; у Вордсворта в центре внимания — переживание природы, слитое с предчувствиями бессмертия, коллизии из жизни бедноты; у Колриджа — тема роковой разобщенности людей, неизбывного одиночества личности, «жизни-в-смерти», какой для многих оборачивается существование; у Саути — средневековые и восточно-романтические мотивы. В предисловии ко второму изданию «Лирических баллад» (1800) — первом манифесте английского романтизма, Вордсворт изложил поэтическую программу: главная задача поэта в том, «чтобы отобрать случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать или описать их, постоянно пользуясь… обыденным языком, и в то же время расцветить их красками воображения… выявив в них… основополагающие законы нашей природы». Реформа поэтического языка, произведенная поэтами «Озерной школы», нашла живой отклик у А.С.Пушкина: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченного кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному… ныне Wordsworth, Coleridge увлекли за собою мнения многих… Произведения английских поэтов… исполнены глубоких чувств и поэтических мыслей, выраженных языком честного простолюдина» («В зрелой словесности приходит время…», 1828). Философские и эстетические взгляды Вордсворта и Колриджа не были идентичными. Хотя оба поэта разделяли мысль о благотворном влиянии природы на человека, Вордсворт понимал ее как независимую силу, а Колридж главное внимание уделял жизни духа, оживляющей и человека, и природу. Склонный искать истину в трансцендентных сферах, Колридж «сетовал на то, что… в его [Вордсворта] поэзии есть нечто телесное, есть… тяготение к осязаемому, а часто и мелочному.

Дарование Вордсворта не нисходило на него как дух из воздушных сфер; оно вырастало из земли, как цветок» (Hazlitt W. My first acquaintance with poets Idem. The essays. L., 1949). В силу этих и других расхождений между участниками школы (характерно, что первым враждебным выступлением в печати против «Лирических баллад» была статья самого Саути в октябрьском номере журнала «Critical review» за 1798, где он осудил «неинтересные темы» сборника) правомерность термина «Озерная школа» оспаривается многими мемуаристами и исследователями. Де Квинси в своих «Воспоминаниях о поэтах-лейкистах» (1839) отрицает существование такой школы. Сомнения в реальности «Озерной школы» обосновываются тем, что в качестве идеологии школы выдвигалась идея Вордсворта об опрощении поэтического языка, но участие Колриджа в развитии этой идеи было кратковременным, а участие Саути — непрямым и несистематическим. Эти сомнения разделяют и многие российские исследователи (Н.Я.Дьяконова, А.Н.Горбунов, Н.А.Соловьёва). Есть серьезные основания утверждать, что если «Озерная школа» и существовала, то представлял ее главным образом один поэт — У.Вордсворт.

Это будет вам интересно:  Сципионов кружок

Словосочетание «Озерная школа» произошло от английского Lake school of poets.

Путь к осознанности
Adblock
detector