Поэма

Поэма это в современном понимании всякое большое или среднее по объему стихотворное произведение. Первоначально термин применялся к мифологическому героическому и дидактическому эпосу (Гомер, Гесиод), но уже античность знала ироикомическую поэму («Война мышей и лягушек»), от которой ведут начало позднейшие бурлескные и сатирические поэмы. По аналогии к поэме часто причисляют «Слово о полку Игореве», нестихотворное и в жанровом отношении уникальное. Рыцарские романы, возникшие как стихотворные, не считались поэмами и впоследствии даже противопоставлялись им в качестве произведений недостаточно серьезных. Однако родственный им «Витязь в тигровой шкуре» (12 век) Шота Руставели вошел в историю мировой литературы как поэма. Разновидности средневековых поэм имели свои жанровые наименования. Во Франции героические стихотворные произведения (их сохранилось около ста в записях 11-14 веков, некоторые по объему превышают гомеровские) назывались chansons de geste (см. Жеста) — песни о деяниях; самые крупные — поздние (13-14 века) испытали влияние куртуазной литературы. На рубеже Средневековья и Возрождения возникла поэма с заголовком, означавшим в то время просто счастливый финал, — «Комедия» Данте, названная его восторженными поклонниками «Божественной». Однако от Возрождения до классицизма образцом поэтам служила античная поэма — не столько «Илиада», сколько «Энеида» (1 век до н.э.) Вергилия, якобы упорядочившего, усовершенствовавшего поэтику Гомера.

Непременным требованием было соблюдение внешней структуры поэмы вплоть до обращения к музе и заявления о предмете воспевания в зачине. Ренессансные поэмы, основанные на буйном сказочном вымысле, — «Влюбленный Роланд» (1506) М.М.Боярдо и продолжающий этот сюжет «Неистовый Роланд» Л.Аристо (рубеж 15-16 веков) — современники и позднейшие теоретики относили к романам. В 17 веке наиболее оригинальная поэма — написанный белым стихом «Потерянный рай» (1667) Дж.Милтона. В 18 веке создавалась поэма по античному образцу, трансформированному соответственно классицистическому пониманию; новаторство сверх определенной меры нередко осуждалось. «Генриаду» (1728) Вольтера В.К.Тредиаковский оценил крайне сурово ввиду неправдоподобного соединения вымышленных поступков известной исторической фигуры—Генриха IV (представленного как корольфилософ, просвещенный монарх), и документальных сведений о нем. Русские стихотворцы 18 века, считавшие поэму-эпопею высшим жанром (на Западе ей нередко предпочиталось трагедия), неоднократно, но безуспешно пытались воспеть в этом жанре Петра I. Создателем отечественной поэмы-эпопеи был признан М.М.Херасков, написавший несколько поэм на другие темы; эталонной считалась тяжеловесная «Россияда» (1779), содержавшая аллюзии на недавнюю войну с Турцией — о взятии Казани Иваном Грозным. Неофициально признавалась и ироикомическая поэма («Елисей, или Раздраженный Вакх» В.И.Майкова, 1771). Многие русские увлекались ироикомической фривольной поэмой Вольтера «Орлеанская девственница» (1735), изданной в 1755. Без ее влияния не появилась бы «Гавриилиада» (1821) А.С.Пушкина. Пушкинская поэма «Руслан и Людмила» (1820) была ориентирована на несколько традиций, прежде всего на традицию Аристо.

Это будет вам интересно:  Целостность художественная

Приверженцы классицизма не согласились счесть ее поэмой. Свои последующие поэмы поэт оставлял без жанрового подзаголовка или называл повестями. Широко распространившаяся романтическая поэма, основоположник шторой—Дж.Байрон, стала лиро-эпической, сюжет в ней резко ослаблен, как в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» (1809-18). Отчасти по образцу байроновского же «Дон Жуана» (1818-23) начат и назван романом в стихах «Евгений Онегин» (1823-31). Такое жанровое определение тогда было оксюмороном, синтезировало «низкий», почти не узаконенный роман и самый высокий жанр поэмы; роман вводился в высокую литературу. В.Г.Белинский предпочитал называть «Евгения Онегина» поэмой. После М.Ю.Лермонтова романтическая поэма — удел эпигонов. И.С.Тургенев в своих ранних поэмах отдал дань как романтизму, так и «натуральной школе». Кардинально обновил стихотворное повествование Н.А.Некрасов: «прозаизировал» его, ввел народную крестьянскую тематику, а в конце жизни написал уникальную крестьянскую поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо» (1863-77). Он же создатель первых русских лирических бессюжетных поэм «Тишина» (1857) и «Рыцарь на час» (1860). Лиризация поэм происходила и на Западе. С.Т.Колридж сначала включил свое «Сказание о старом мореходе» в сборник «Лирические баллады» (1798), но затем дорабатывал его как поэму. В американской литературе лиризация поэм происходила в творчестве У.Уитмена, хотя уже «Ворон» (1845) Э.А.По, по сути, — небольшая лирическая поэма. Этот жанр достигает расцвета в русском Серебряном веке, используется и позднее: «По праву памяти» (1969) А.Т.Твардовского, «Реквием» (1935—40) А.А.Ахматовой состоят из циклов лирических стихотворений, которые образуют эпические по духу поэму.

Это будет вам интересно:  Кантата

Слово «поэма» сохранило оттенок торжественности, «высокости». Когда Н.В.Гоголь применил его к сатирической прозе, это была отчасти ирония, отчасти указание на величественный замысел. Любил это слово и Ф.М.Достоевский, тоже употребляя его как иронически, так и всерьез (поэма о великом инквизиторе в «Братьях Карамазовых»). Советские писатели Н.Ф.Погодин, А.С.Макаренко и др. включали слово «Поэма» во внежанровом значении в заглавия своих произведений ради «повышения» их звучания.

Слово поэма произошло от греческого poiema, от poieo, что в переводе означает — делаю, творю.

Путь к осознанности
Adblock
detector