Сверхсхемное ударение (внеметрическое ударение)

Ударение
Ударение

Сверхсхемное ударение, внеметрическое ударение – это ударение, которое расположено на слабом месте в стихе сверх метрической схемы (см. сильное и слабое место).

Сверхсхемное ударение и скандирование

Расположение ударений в стихотворении – основа поэтического ритма. Определение того, какие слоги в стихотворении подвергаются ударению, называется «скандированием». С помощью скандирования, т. е. определения метрической схемы стиха, устанавливается метр стиха. Стихотворный размер задаёт количество ударений в строке и место их расположения – это первичные, схемные ударения. Однако в стихах, кроме первичных ударений, часто присутствует вторичные ударения, т. е. ударения на слогах сверх метрической схемы стиха, которые в стиховедении называются «сверхсхемными ударениями». Метрическое ударение по уровню громкости сильнее, чем внеметрическое.

Сверхсхемное ударение в русской поэзии

Русская поэзия использует три типа стихов:

Силлабо-тонический стих
Силлабо-тонический стих

Силлабо-тонический стих доминирует в русской поэзии более двухсот лет. В силлабо-тонической версификации, при которой фиксируется количество слогов и количество ударений в стихе, сильные места представляют собой ударные слоги, слабые – безударные. Ударные слоги не всегда совпадают с сильными местами, поэтому в силлабо-тонике допускаются отклонения от традиционных метрических схем, например, сверхсхемное ударение.

Сверхсхемное ударение – частое явление в русской поэзии. Дополнительные ударения вводили в свои стихи знаменитые русские поэты А. С. Пушкин, Г. Р. Державин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов,  Ф. И. Тютчев, Б. И. Пастернак, А. А. Блок, И. А. Крылов и др.

Слова, занимающие метрически слабое место в стихотворной строке, часто сохраняют ритмическое ударение, которое обозначается сверх метрической схемы стиха, т. е. внеметрическое (сверхсхемное) ударение. Однако, слог, несущий внеметрическое ударение, слабее слога, имеющего метрическое ударение. Таким образом, сверхсхемное ударение возникает, когда ударение падает на слабое место в стихе. Смещение ударений не нарушает общий ритм стиха, служит для придачи ритму разнообразия и подчеркивания отдельных слов.

Запрет переакцентуации

Слово с внеметрическим ударением по слоговому составу не превышает объем слабого места в стопе, поэтому в двусложных стопах (ямб, хорей) сверхсхемное ударение свойственно односложным словам. Это обусловлено тем, что при размещении рядом двух ударных слогов нарушается закон русской силлабо-тоники «запрет переакцентуанции». Это правило состоит в том, что если ударный слог занимает слабое место, безударный не может занимать соседнее сильное место.

Разновидности сверхсхемного ударения

Сверхсхемное ударение свойственно преимущественно трёхсложным метрам (анапест, дактиль, амфибрахий). В двусложных стопах преобладает в ямбе, которому присущи две разновидности сверхсхемного ударения:

  1. хориямб – расположение внеметрического ударения на первом слоге стопы, состоящей из двух ямбов, и пропуск схемного ударения на втором слоге, например: «Нет, не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов), т. е. сверхсхемные ударения используются в сочетании с пропуском ударения;
  2. спондей – сочетание внеметрического и метрического ударений в одной стопе, например: «Дым черный клубом вверх летит» (Г. Р. Державин). Спондей не образует самостоятельного метра.

Сверхсхемное ударение зачастую стоит на первом слоге стиха, часто на первом слоге анапеста, например: «Целый город с каким-то испугом» (Н. А. Некрасов; «Размышления у парадного подъезда», 1858).

Пример сверхсхемного ударения:

На старой башне одинок,
Дух рыцаря стоит…
(Ф. И. Тютчев; «Приветствие духа», 1829)

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Приветствие духа» (1829) написано ямбом, однако вторая строка модифицируется путём введения сверхсхемного ударения, образуя спондей. Оба слова в начале второй строки имеют ритмические ударения. Односложное существительное «дух» занимает в метрической схеме стиха слабое место и его ударение ослабляется, но сохраняется.

Вторичное ударение в разговорной речи

Сверхсхемное ударение в отношении разговорной речи выступает вторичным, или дополнительным, ударением, особенно в сложных (составных) словах. Русские сложные слова, как правило, содержат одно ударение. Однако большинство лингвистов согласны с тем, что длинные слова в русском языке имеют больше одного ударения. В этом случае, первичное ударение обычно падает на самый правый ударный слог, другие ударения воспринимаются как вторичные.

Рубен Иванович Аванесов
Рубен Иванович Аванесов

Русские составные слова, по утверждению советского лингвиста Р. И. Аванесова, имеют вторичные ударения в следующих случаях:

  • если слово имеет «специализированное» (научное или технологическое) значение и редко используется, или если первая составляющая сложного слова имеет иностранное происхождение: «гальванопластика», «судоверфь», «фотоснимок»;
  • если две составляющих части слова четко разделяются по смыслу: «кораблекрушение», «тёмно-зеленый», «самолётостроение»;
  • если вторичное ударение отдалено от первичного ударения: «водонепроницаемый», «времяпрепровождение», «хлопкоочистительный».

При этом, каждое из вышеупомянутых слов может быть выражено как с вторичным ударением, так и без него. Ораторы вводят внеметрическое ударение на последнем слоге для усиления выразительности речи в дополнение к метрическому ударению в середине слова.

Рейтинг: 5/5. Из 1 голосов.
Please wait...