Явление

Явление
Явление

Явление, сцена это часть акта (действия) в драматическом произведении, которая характеризуется неизменным количеством действующих лиц. Явление иногда определяется как основная единица сюжета рассказов, романов и других жанров художественной литературы.

Понятие явления в литературе исходит от театра, где под ним понимается краткая часть спектакля, которая разворачивается в одном месте действия с одними и теми же действующими лицами. Явлению свойственна структура законченного произведения, с завязкой, развитием действия и концовкой.

Слово «явление» для обозначения отдельной части пьесы распространено в русской драматургии как синоним слова «сцена» в зарубежных пьесах; термин «действие» заменяет слово «акт».

Происхождение

Акт в прозе - глава
Акт в прозе – глава

Явление представляет собой часть акта, или действия (лат. actus – действие) – раздела драматического произведения. Деление драматического произведения на акты введено в древнегреческом, а затем в римском театре, в котором спектакль состоял из 5-ти действий.

В античном театре пьеса исполнялась несколькими актёрами, которые играли все роли. Деление актов на сцены позволяло актёрам сменить костюмы и подготовиться к следующей роли во время промежуточных сцен. Структура явлений в театральном спектакле также использовалась для изменения места действия путём изменения фона. После окончания явления ненадолго закрывался занавес, во время чего менялись декорации и реквизиты на сцене, чтобы показать другое местоположение. По этой причине сцены в драматическом тексте часто вводятся с указанием места, например, сцена 1, загородный дом; сцена 2, сад.

Явление в структуре драматического произведения

Явление содержит небольшой отдельный фрагмент общего повествования драматического произведения. В явлении участвуют одни и те же действующие лица и действие происходит в одном месте и времени. В акт входит несколько сцен. В одноактных пьесах сцены составляют сюжет из 3-х частей с началом, развитием, концом действия.

Драматурги и театральные режиссёры произвольно распределяют акты на сцены (явления), причем акты одной пьесы могут иметь разное количество сцен. В трагедии в пяти актах «Ромео и Джульетта» (1597) великого английского драматурга У. Шекспира акты включают разное количество сцен: акт I – 5 сцен, акт II – 6 сцен, акт III – 5 сцен, акт IV – 5 сцен, акт V – 3 сцены. В драме знаменитого русского драматурга А. Н. Островского в пяти действиях «Гроза» (1860) в первом действии 9 явлений, во втором – 10, в третьем – 5, в четвертом – 6, в пятом – 7.

Действие и явление

Явление начинается с появления действующих лиц и заканчивается их уходом. Оно представляет собой короткий диалог или событие, происходящее в одном месте. Например, в 6-й сцене второго акта трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» описано тайное венчание Ромео и Джульетты.

Структура драматического произведения устроена таким образом, что поток повествования перемещается от сцены к сцене. Действие и явление (акт и сцена) как структурные элементы драматического произведения имеют следующие различия:

Действие и явление – части пьесы или театрального спектакля. Главное различие между ними заключается в их продолжительности: действие – длительная часть пьесы; явление – краткое событие или диалог. Продолжительность явлений зависит от их количества в действии: чем больше сцен, тем короче каждая из них. Акт в театральном представлении обычно длится от 30 до 90 минут.

Действие считается основным инструментом разделения драматического произведения, формирования его структуры. Оно разделяется на несколько явлений, а явление не разделяется на составные части, но может переходить только к другому явлению, где продолжается действие и общий поток повествования.

Акт и сцена обозначаются в тексте драматического произведения заглавными буквами, но для нумерации актов используются римские цифры (АКТ I), для сцен – арабские (СЦЕНА 1).

Акт установлен античными драматургами как главный элемент пьесы. Разделение драматического произведения на сцены, или явления, не обязательно.

Значение явления в драматическом произведении

Живой труп Л. Толстой
Живой труп Л. Толстой

В драматургии разделение произведения на акты и сцены играют композиционную роль, поскольку упорядочивание, последовательность повествования улучшает передачу актёрами его смысла и понимание читателями. С XVIII в. в пьесах чётко фиксировались явления, которые обозначались порядковым номером и перечислением действующих лиц.

В театре XVIII-XIX вв. спектакли разбивались на сцены главным образом по техническим соображениям: количество явлений определялось конструкцией сцены. Выдающийся русский писатель Л. Н. Толстой разбил драму в 6-ти действиях и 12-ти картинах «Живой труп» (1911) на большое количество явлений, поскольку создавал пьесу для театра с новейшим устройством сцены. Современная драматургия редко придерживается принципа деления действий на явления.

Слово явление произошло от латинского scaena, scena, что в переводе означает сцена.

111
Рейтинг: 5/5. Из 2 голосов.
Please wait...